Рубанова Т.Д.

ИДЕЯ ВСЕОБЩЕГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЗЕМСКАЯ БИБЛИОТЕКА

В конце XIX в. земские учреждения все настойчивее стали выдвигать на первый план вопрос о введении всеобщего обучения, подготовке и разработке необходимых для этой цели материалов. На этом этапе для земств была характерна преувеличенная оценка просвещения самого по себе, школа имела самодовлеющее значение. Очень четко эта позиция отражена в докладе полтавской земской комиссии (1894): “Все заботы о местных пользах и нуждах до тех пор не могут достигнуть цели и не могут иметь успеха, … пока наш народ будет коснеть в невежестве. В просвещении нужно видеть залог счастья родины: жизнь ставит все новые запросы, потребность в знании увеличивается, а земство должно идти навстречу этой потребности”. Такой подход к вопросам просвещения имел следствием утверждение утилитарного взгляда на внешкольное образование. Е.Н. Медынский прямо указывал на то, что земство рассматривало народные библиотеки как дополнение к школе. Необходимость создания библиотек связывалась с “рецидивом неграмотности” среди сельского населения страны. На этом этапе преобладающим типом земских библиотечных учреждений были библиотеки, открываемые при земских школах.

Создание основ системы школьного образования сформировало условия, благоприятные для развития внешкольного образования. Земства начинают признавать, что библиотеки при школе несут в себе значительный образовательный потенциал, так как создают базу для чтения всей грамотной деревни. Эта позиция четко выражена одним из земских деятелей того времени: “…народная библиотека составляет необходимую принадлежность начальной школы и является для окончивших школу продолжением ея”. Такой более широкий взгляд на библиотеки утвердился окончательно к началу XX в. Библиотека уже не рассматривалась как придаток школы, утверждалось представление о равноценности школьного и внешкольного образования. Начался активный процесс создания народных библиотек. Динамика этого процесса такова: в 1892 г. при участии земских учреждений 33 библиотеки, в 1898 г. их было открыто 3002, к 1904 г. их было около 4500, а в 1911 г. – уже 10 тыс.

Во многом под влиянием земской инициативы III Государственная дума приняла законопроект о всеобщем обучении (1911). В земской библиотечной деятельности наступил перелом. На смену сначала эпизодическому, позднее бессистемному открытию библиотек земства переходят планомерному формированию сети библиотек, научному осмыслению принципов организации библиотечного дела. На этом этапе были заложены основные организационные принципы функционирования земской библиотеки: общедоступность, бесплатность, систематичность и планомерность, участие общественности в работе библиотек.

Таким образом, земская библиотечная деятельность тесно связана с разработкой и утверждением идеи всеобщего начального образования.

Hosted by uCoz