Мазурицкий А.М.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАСХИЩЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОККУПИРОВАННЫХ СТРАН

Пожалуй, еще ни одно военное противодействие до второй мировой войны не имело таких масштабов разрушения и расхищения ценностей культуры, в том числе и библиотечных фондов. Предыдущая ей первая мировая война также нанесла значительный ущерб европейской культуре, однако содеянное нацистами не идет ни в какое сравнение с этим.

Колоссальные размеры урона, нанесенного европейской культуре, прежде всего, были связаны с тем, что еще в довоенные годы в Германии начала создаваться целая система учреждений, занимавшаяся впоследствии разграблением и уничтожением культурных ценностей оккупированных государств.

Еще до начала войны нацистская Германия проводила т. наз. искусствоведческую разведку. Немецкие искусствоведы, имея специальные задания, знакомились с музеями, картинными галереями, библиотеками сопредельных стран. Получая каталоги музеев, выпрашивая фотографии музейных экспонатов и наиболее ценных предметов, находившихся в запасниках, они собирали сведения о культурных ценностях.

Система организаций, занимавшихся грабежом культурных ценностей, стала складываться после присоединения Австрии.

Видимо, после того, как в руки нацистских руководителей стали попадать изъятые из частных коллекций культурные ценности, возникла идея создания специальных структур и подразделений, занимавшихся конфискацией, систематизацией и перемещением культурных ценностей.

Изъятие ценностей базировалось на определенной идеологической основе. Основная идея состояла в том, что только немцы имеют право владеть ценностями, имевшими то или иное отношение к немецкой культуре.

В августе 1940 г. министр пропаганды Геббельс привлек ведущих искусствоведов, музееведов и других специалистов к составлению перечня предметов, которые либо имели немецкое происхождение, либо ранее принадлежали немцам (начиная с 1400 г.).

Официальное название проекта предпринятого Геббельсом носило название “Репатриация предметов культуры из вражеских государств. Вместе с тем анализ документов различных нацистских организаций, имевших отношение к хищениям культурных ценностей, убедительно показывает, что в подавляющем большинстве случаев идеологическим мотивам отводилось второстепенное и третьестепенное место. Идея возвращения на территорию рейха всего, что было связано с немецкой культурой, являлась определенной ширмой для организации тотального грабежа оккупированных стран.

А. Гитлер мечтал о коллекции, которая превзойдет богатством все музеи мира. Долгие годы он вынашивал идею создания “музея музеев” в городе его детства Линце.

26 июня 1939 г. эта идея нашла свое реальное воплощение, директор Дрезденской галереи доктор Ганс Поссе, был назначен уполномоченным особой миссии Линц.

Проект, одобренный Гитлером, включал в себя создание роскошного квартала с галереями, музеями и библиотеками. Гитлер лично составил план музея, в котором указал даже тип окон в каждом зале, соответствующих той или иной исторической эпохе. Создаваемая галерея должна была продемонстрировать миру то, что нацисты являются не только гонителями чуждых форм культуры, но и собирателями и хранителями признанных мировых шедевров.

Австрия стала первым источником пополнения художественных коллекций Линца. Впоследствии поток культурных ценностей устремился в Линц из стран Западной Европы.

Активно проявлял себя в роли “ценителя искусства” маршал Геринг. В поместье Каринхалле он создал свой собственный музей. Стремление обладать лучшими культурными ценностями порой задевало интересы самого фюрера. Гитлер в припадке бешенства назвал Геринга “королем черных рынков”

Геринг не имел собственной структуры по организации грабежа культурных ценностей. Однако он активно поддерживал все подразделения, занимавшиеся вывозом культурных ценностей с оккупированных территорий, активно вмешиваясь в их деятельность. Вместе с тем у Геринга был свой сотрудник, занимавшийся изъятием ценностей культуры – Доктор Кай Мюльман, официально являвшийся особым уполномоченным Геринга.

Политика нацистов по присвоению ценностей культуры требовала институционального оформления. В связи с этим стала необходимой создание системы учета и сохранения культурных ценностей на оккупированных территориях.

29 января 1940 г. А Гитлером был подписан приказ о создании культурно-политической организации “Высшей школы НДСАП”. Главе школы Альфреду Розенбергу были предоставлены особые полномочия в архивных исследованиях и библиотечном деле.

Летом 1940 г. после оккупации Франции, Голландии, Бельгии “Высшая школа”превратилась в айнзацштаб. Руководителем штаба был назначен Герхард Утикаль.

В указе Гитлера о полномочиях штаба Розенберга говорилось: “Его айнзанцштаб по оккупированным областям имеет право проверять библиотеки и архивы и иные культурные организации всех видов и конфисковать их для выполнения заданий национал социалистической партии”.

Значительную конкуренцию Розенбергу составляла организация, созданная по инициативе министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа. Его личному представителю во Франции Отто Абецу были даны особые поручения по конфискации товаров из Парижских антикварных магазинов и художественных лавок. В июне 1940 г. Абец организовал специальную команду под руководством штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, которая должна была проводить реквизицию культурных ценностей культуры. Риббентроп приказал своей команде основательно “прочесать” все научные учреждения, институты, библиотеки, архивы и все, что обнаружится важного и ценного, реквизировать и вывезти в Германию. В августе 1940 г. Риббентроп дал указание Кюнсбергу на проведение подобных операций в других странах.

В годы второй мировой войны активизировало свою деятельность нацистское подразделение “Наследие предков”, о котором говорилось ранее. Искусствоведы в форме СС организовали тотальное прочесывание захваченных территорий в поисках возможных объектов, которые могли бы быть конфискованы. Один из руководителей акции оберштурмфюрер СС Краут постоянно направлял из Берлина информацию о предметах искусства интересующих нацистов.

Из всего сказанного видно, что с первых дней войны в нацистской Германии стала создаваться весьма разветвленная сеть различных организаций, активно занимавшихся уничтожением и грабежом культурных ценностей.

Руководители рейха прекрасно знали, что все их действия систематически нарушали Гаагскую конвенцию 1907 г. о законах и обычаях сухопутной войны, статья 56 которой гласила: “собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих государству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещается и должны подлежать преследованию”.

Противоречия между различными спецподразделениями в дележе награбленного отражали все перипетии борьбы в окружении Гитлера в достижении наибольшего влияния на фюрера. За период предшествующий нападению гитлеровской Германии на СССР была создана и четко работала система нацистских организаций по расхищению культурных ценностей. На наш взгляд, это и предопределило впоследствии колоссальные цифры утрат, понесенных нашей культурой в военные годы. Хранителям советских музеев, библиотек, картинных галерей, не успевших укрыть свои ценности, пришлось иметь дело с профессионально подготовленными специалистами, имевшими колоссальный опыт по организации грабежей культурных ценностей.

Hosted by uCoz