Корякин М.В.

ВОЕННЫЕ БИБЛИОТЕКИ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

История возникновения военных библиотек в России уходит корнями в начало XVII в., когда в 1607-1621 гг. Анисим Михайлов впервые попытался создать специальную военную библиотеку. Однако он успел собрать лишь иностранные военные книги, произвести нужные выборки и составить рукопись “устава ратных пушечных и других дел, касающихся до военной науки”. Из последующих собраний книги военного содержания, а также замечательное собрание, принадлежащее Ивану и Петру Алексеевичам, в 1714 г. было преобразовано в Императорскую Библиотеку. В 1798 г. зародилась Библиотека Императорской военно-медицинской академии. С 1805 г. начинают появляться библиотеки морского ведомства: Севастопольская (1821), Кронштадтская (1832). В 1811 г. при Генеральном штабе учреждается первая специальная Военная Библиотека (ныне Библиотека Генерального штаба). В 1817 г. была образована Библиотека Гвардейского Генерального штаба, позже стали появляться Академические библиотеки: Николаевской инженерной академии и училища (1819), Михайловской артиллерийской академии и училища (1820), Императорской Николаевской военной академии (1832), Александровской военно-юридической академии (1866). В это же время зарождаются полковые (1810), армейские (1817), позднее – солдатские (1850) библиотеки. В некоторых крупных городах (Вильнюс, Варшава) учреждаются гарнизонные библиотеки. С 1817 г. в России также начинают появляться библиотеки при ученых военных обществах.

К половине XVIII в. видное место заняла Библиотека Сухопутного шляхетного корпуса (в начале XX века - 1-го кадетского). К концу XVIII в. из частных военных библиотек можно выделить библиотеки князей Воронцовых, Потемкина, графов Шереметьевых, Паниных, Бибиковых, Вяземских, а также Аракчеева, Суворова и др.

Среди российских и иностранных военных библиотек главенствующее положение занимала Библиотека Генерального и Главного штаба Вооруженных Сил, инициатором создания которой по одной версии для “доставления офицерам Генерального штаба возможности развивать свое научное образование” является генерал-квартирмейстер русской армии князь П.М. Волконский (22 октября 1811 г.), по другой – военный министр (янв. 1808–янв.1810) граф А.А. Аракчеев. Именно он в 1809 г. предписал князю Волконскому, командированному в Париж, собирать “новейшие книги по особому перечню и обо всем касающемся военного департамента”. Часть собранных книг Волконский передал в личную библиотеку императора, а другая часть (500 книг) положила начало Библиотеке Генерального и Главного штабов. Для свободного доступа она была открыта лишь 1 января 1875 г., по особым правилам, всем военнослужащим и лицам, занимающимся ученым трудом. К этому времени “библиотека насчитывала 40760 сочинений в 90793 томах, причем имелись книги на языках: русском, французском, немецком, английском, шведском, латинском, испанском, голландском, итальянском, на всех славянских, турецком и даже еврейском”.

Одно из важных мест среди библиотек военного ведомства занимает сегодня Военно-историческая библиотека при Ленинградском военном округе, отметившая в 2001 г. 190-летний юбилей. Пополнение ее книжного фонда осуществлялось за счет различных источников: дарения (первым стал поручик Дурново); приобретения (граф П.К. Сухтелен); пожертвования офицеров и казенных средств, редких частных коллекций (историк Б.-Г. Вихман (1820); князь А.Б. Лобанов-Ростовский (1822); мятежные польские князья Чарторыжские (1831).

В период становления молодого Советского государства хорошей школой знания для бойцов и командиров Красной Армии явилась разворачивающаяся сеть библиотек в армии. “К концу 1918 года библиотечная секция Московского военного округа открыла 346 библиотек-читален в войсковых частях пяти губерний, входивший в то время в округ. В общей сложности в 1918 году было открыто 3.035 библиотек”.

В суровые годы Великой Отечественной войны книга также имела огромное значение. Герои произведений Н. Островского, Д. Фурманова, А. Серафимовича, К. Симонова, А. Твардовского, И. Уткина, О. Берггольц, Н. Тихонова, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова и многих других воспитывали новых героев, которые проявляли высочайшую самоотверженность и мужество в борьбе с ненавистным врагом – фашизмом. Во многих библиотеках и музеях нашей страны по сей день хранятся бесценные реликвии-свидетели стойкости и мужества не только бойцов, но и книг-воинов, прошедших (нередко пробитых пулями и осколками) вместе с солдатами тяжелыми дорогами войны. Путь этих книг на передовые и в партизанские отряды был непростым, но куда бы ни забрасывала их военная судьба, они бережно хранились (порой как самое дорогое) в планшетах, полевых сумках, вещмешках (“солдатские библиотеки в вещмешках”) и передавались из рук в руки. С первых дней войны работа многих библиотек была подчинена требованиям боевой обстановки. Главными распространителями книг на фронте были походные библиотеки полков и батальонов, дивизионных клубов, фронтовых Домов Красной Армии. Широко применялись снабженные литературой агитпоезда, агитмашины, повозки, сани, на которых доставлялись книги до самых отдаленных позиций. Многие подразделения имели специальные чемоданы, где хранились небольшие библиотеки. Огромный интерес солдаты проявляли к военно-исторической, военно-документальной литературе, к книгам о героизме и мужестве русского народа, что, несомненно, помогало им держать моральный порох сухим. Творения литературы являлось для них утолением жажды из неистощимого родника душевной бодрости, помогало жить и действовать, оказывая стимулирующее воздействие на слаженность отделений, расчетов и целых подразделений.

Сегодня в армии тысячи библиотек, начиная от Главного штаба и заканчивая отдельной воинской частью, кораблем, погранзаставой. В своей деятельности они руководствуются “Основами законодательства Российской Федерации о культуре”, законом “О библиотечном деле”, Руководством по библиотечному делу в Вооруженных Силах РФ и иными нормативными актами, действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации. Основными задачами военных библиотек являются: осуществление библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания читателей; содействие средствами и формами библиотечной работы боевой и общественно-государственной подготовки военнослужащих; научной, учебно-педагогической, производственной и иной служебной деятельности личного состава воинских частей; пропаганда литературы, способствующей нравственному и патриотическому воспитанию военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил, повышению их профессионального и культурного уровня. Несмотря на то, что за последние 10-15 лет фонды многих военных библиотек морально и физически устарели, тем не менее, библиотеки разрабатывают разнообразные формы массовой работы по военно-патриотическому воспитанию военнослужащих. Проводят тематические вечера, встречи с интересными людьми, Недели военной книги, просмотры литературы, Дни информации и т.п. К их проведению привлекают ветеранов войны, сотрудников Государственных музеев, школ, культурных центров, СМИ, писателей, поэтов и т.д.

В настоящее время акценты не только функционирования, но и социальной роли отечественных библиотек сильно поменялись. Если в XIX – начале ХХ вв. их миссия носила просветительский характер, в годы Советской власти – идеологический, то сегодня – информационный и образовательный. В последнее десятилетие на умы наших соотечественников с невиданной силой обрушились развлекательное телевидение, желтая пресса и дешевое чтиво. Однако тяга читателей к хорошей литературе окончательно не умерла. Немало людей тянутся к умной книге, к настоящему художественному слову, которое несет добро и помогает выжить в наших непростых условиях. Сегодня в библиотечной среде существует понятие “библиотерапия” (“лечение словом”), включающее в себя целую систему различных методик, целую науку, цель которой сформировать у читателя с помощью печатного слова навыки и способности противостоять различным неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т.п.). Диапазон ее влияния достаточно широк: от раненого солдата до каждого человека, нуждающегося в моральной, психологической поддержке. И те библиотекари-практики, кто применяет данную методику в своих учреждениях, оказывают неоценимую помощь в морально-психологической подготовке российских военнослужащих. Они убеждены в том, что “вовремя рекомендованная, с умом подобранная книга не только может решить ту или иную проблему, но и способна изменить жизнь человека”. Поэтому опытные, вдумчивые руководители библиотек стремятся к тому, чтобы читатель один раз придя в библиотеку, захотел снова вернуться со своей проблемой, с болью в надежде на внимательное участие библиотекаря.

Hosted by uCoz