Иванова Е.К.

ЧУВАШСКИЙ ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ И.Я. ЯКОВЛЕВ О РОЛИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) относится к числу выдающихся деятелей культуры и просвещения дореволюционной России второй половины XIX и начала XX в. Все его творчество явилось продолжением замечательных традиций русского просветительства, заложенных лучшими представителями интеллигенции нашего отечества. Он распространял и умножал эти традиции среди народов Поволжья путем создания широкой сети сельских школ и культурно-просветительных учреждений.

И.Я.Яковлев высоко ценил систематическое самообразовательное чтение, не представлял себе воспитание будущих поколений без привлечения книжных богатств, представляющих духовное завещание одного поколения другому. Для него литература – общественное явление; в ней он искал воспитательные мотивы. В формировании личности большое место он отводил чтению литературы, которое, по его мнению, вводит учащихся в мир человеческих отношений, показывает многообразие характеров и судеб людей, их нравственно-эстетические чувства и мысли.

Он добивался формирования у воспитанников созданной им Симбирской чувашской школы умения и навыков систематического сознательного и критического анализа и рассуждения, беглого и выразительного чтения учащимися текста с пересказом прочитанного. Хотел, чтобы ученики школы научились работать с книгой, привыкли мыслить научно, понимать и сопоставлять жизненные явления. И.Я. Яковлев требовал перечитывания лучших литературных произведений и был уверен, что при этом воспитанники по-новому воспринимают произведения великих мастеров, у них появляются мысли и переживания, умение сравнивать. “Умение же сравнивать, то есть подмечать в предметах сходства и различия и точно обозначать это словами, – писал он в “Букваре для чуваш”, – есть один из верных показателей некоторого логического развития и обладания языком”.

По мнению педагога-просветителя, при чтении важно не столько выяснение отдельных слов и выражений, названий предметов, которые обозначаются определенными словами, сколько восприятие слова как выражения мысли в том значении, какое подразумевал автор. Он считал, что ученики должны научиться выделять в тексте главную и второстепенную информацию, анализировать соотношение главной идеи и подтверждающих ее аргументов, формулировать основную идею текста.

В архивных документах имеются сведения о порядке изучения текстов на уроках: “Сначала прочитывалась известная статья в классе одним или несколькими учениками, затем учителем объяснялись непонятные слова и выражения, а иногда и повод к написанию статьи, затем статья рассказывалась прочитавшими ее учениками и отыскивалась ими, под руководством учителя, главная идея. Давалось некоторое понятие о видах словесных произведений”.

По воспоминаниям современников, И.Я. Яковлев умело направлял чтение воспитанников. “Читайте книги Самуила Смайльса “Самодеятельность”, “Труд” и другие, – советовал он. – Увидите, каких результатов достигали некоторые лица настойчивым трудом, упорством”. Как вспоминал бывший воспитанник Ф.К. Кузьмин, попечитель школы учил: “Учебники истории дают много, но не все. Чтобы лучше понять жизнь народа и государства, надо читать произведения лучших писателей. Пушкин и Гоголь дали картину помещичьей России, Лермонтов охарактеризовал военных, покорявших Кавказ. Величайшее произведение Льва Толстого “Война и мир” дает яркую картину состояния русской армии того времени. Героем войны Толстой считает народ... Хотите поближе познакомиться с жизнью английского народа, читайте хроники Шекспира, произведения Диккенса, Теккерея. Для лучшего знания жизни французов читайте Виктора Гюго. Хотите посмотреть на Америку глазами коренного американца, читайте Марка Твена. “Том Сойер” вам даст много поводов для размышлений на педагогические темы”.

И.Я. Яковлев считал, что направление школы, кроме учителя и священника, создается книгами и учебниками. Поэтому он добивался систематического пополнения библиотеки Симбирской чувашской учительской школы. В 1893 г. в ее фондах насчитывалось 4739 томов, представлявших 2382 названия. Как фундаментальная, так и ученическая составилась постепенно из: а) книг приобретенных на казенные средства, отпускавшиеся на содержание школы; б) книг, переданных по распоряжению Министерства народного просвещения из закрытой в 1888 г. Самарской учительской семинарии; в) книг, пожертвованных: 1) святейшим синодом, 2) департаментом главного управления земледелия и землеустройства в 1911 году, 3) основателем, а впоследствии инспектором школы И.Я.Яковлевым в разное время. В 1912 г. им же, совместно с действительным статским советником Н.А. Бобровниковым, было пожертвовано школе 1238 книг и брошюр на 350 рублей. В 1915 г. в фондах библиотеки насчитывалось 13795 томов, представлявших 4789 названий книг, на сумму 12697 руб.

Книги регулярно поступали из Казанского учебного округа за счет средств Министерства народного просвещения. Большая заслуга в поступлении бесплатной литературы принадлежала инспектору народных училищ И.Н. Ульянову. Среди книг преобладала духовная, научно-популярная и художественная литература.

И.Я. Яковлев рекомендовал для чтения и переводную литературу. Выросший в многонациональном крае, он ясно понимал, какое значение для культурного развития и образования отсталого чувашского народа имеет ознакомление его с лучшими произведениями русской и зарубежной литературной классики. Им и его учениками были переведены многие классические произведения русской и зарубежной литературы: произведения Гете, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Аксакова, Кольцова, Никитина, Ушинского, Андерсена, братьев Гримм и др. Чтение этих книг и работа над текстом, по мнению И.Я. Яковлева, не только расширяют и закрепляют грамматические и лингвистические знания учащихся, повышают их интерес к русской культуре, к русскому народу. В дружбе с ним просветитель видел будущее родного народа, поэтому в “Духовном завещании” призывал чтить и любить “великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли”, чтобы его радости были “вашими радостями, его горести вашими горестями”. Всего переводческой комиссией осуществлено издание более двухсот книг по всем отраслям знаний.

Ставя перед своей школой задачу приобщения чувашей к передовой и прогрессивной русской культуре, И.Я. Яковлев никогда не забывал и родную культуру, делал все возможное для сохранения, изучения и приумножения богатства своего народа. О масштабах издательской деятельности можно судить по учебно-педагогической литературе: только “Букварь для чуваш” переиздавался 33 раза, причем нет ни одного стереотипного издания. От издания к изданию букварь становился совершеннее, улучшалось содержание, расширялся, уточнялся методический аппарат. Переиздаваемый букварь был своего рода и альманахом, и антологией. Кроме переводов лучших произведений русской литературы, в него включались сказки, басни, рассказы, стихи самого И.Я. Яковлева и его учеников. В букваре преобладали произведения чувашского фольклора, представляемые всеми жанрами. Симбирская школа снабжала библиотеки сельских чувашских школ учебниками и переводами, о чем свидетельствуют архивные материалы.

И.Я. Яковлев не ограничивался изданием букварей и учебников. Под видом учебных пособий он издавал отдельные сборники, например: “Сказки и предания чуваш”, “Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним” в двух книгах. Все учебники и учебные пособия, созданные И.Я.Яковлевым и его учениками, проникнуты духом дружбы народов. Они служили учебниками для изучения родного и русского языков.

По словам А.В. Луначарского, Симбирская чувашская школа была источником возрождения всей чувашской культуры, поскольку до появления школы чувашское население, особенно сельское, не имело никакого образования. И.Я. Яковлевым было положено начало массовой грамотности, организован выпуск первых учебников и литературы на чувашском языке.

Таким образом, на лучших образцах русской и мировой литературы И.Я. Яковлев не только приобщал учащихся к миру прекрасного, но и воспитывал будущих ученых и педагогов, поэтов, писателей, драматургов. Многие идеи чувашского просветителя не утратили своего смысла и значения и сегодня. Они широко используются в современной школе, в обучении и воспитании учительских кадров.

Hosted by uCoz