Глазков М.Н.
ВКЛАД МАССОВЫХ БИБЛИОТЕК В ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СССР
(от начала II Мировой и до Великой Отечественной войны)
Характеризуя существенные тенденции рассматриваемого периода в библиотечном деле, нужно отметить следующее. Прежде всего, идейная и практическая подготовка советского народа к войне оставалась стержнем государственной библиотечной политики. Масштабная оборонно-патриотическая пропаганда, содействие библиотек всеобщему военному обучению (всевобуч) отнюдь не ослабевали и после подписания пакта о ненападении с нацистской Германией 23 августа 1939 г. Снята была только концентрированная антигерманская направленность. Если учесть тогдашнюю крайне сложную и запутанную международную обстановку, когда, например, в ходе советско-финской войны планы применения военной силы против СССР вынашивали Великобритания, Швеция и др., советская пропаганда должна была быть нацелена против разных потенциальных агрессоров, а не только Германии.
Белым пятном в истории библиотечного дела остаются мероприятия, связанные с присоединением Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины к СССР в 1939-1940 гг. Среди них можно назвать чистку фондов местных библиотек и одновременно комплектование их литературой, привозимой более всего из Советской России, Украинской и Белорусской ССР. Из библиотек на воссоединенных территориях изымалась антисоветская, буржуазно-националистическая, религиозная литература, философские нематериалистические сочинения, учебники по истории, обществоведению, политэкономии, сборники законов и т.д.
Вместо них западноукраинские, прибалтийские, западнобелорусские библиотеки пополнялись агитационными брошюрами, советской периодикой, учебно-популярными изданиями, а также в большом количестве отечественной классикой (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М.А. Шолохов, М. Горький и др.). Заметим, что в те годы хорошей беллетристики крайне не хватало в центральных областях Советского Союза. Так, российские библиотеки испытывали настоящий книжный голод на классику, детскую литературу. Несмотря на это, после 1939 г. большой поток классических художественных произведений был направлен "мимо" России, на запад.
Важной тенденцией предвоенной поры стала приоритетная библиотечная работа с молодежью допризывного возраста и солдатами срочной службы. Можно сказать, что на государственном уровне была сделана принципиальная ставка на усиленное повышение интеллектуального и идейного уровня молодых бойцов. Дальновидность данного подхода подтвердила Великая Отечественная война. Как позднее утверждал маршал Г.К. Жуков, в конечном итоге мы победили потому, что "у нас был более образованный и идейно твердый молодой солдат". Действительно, после того, как профессиональные, кадровые военные оказались в массе своей "выбиты" в 1941-1942 гг., на их место заступала молодежь. Именно те, кто прошел хорошую школу всеобуча и всевобуча в 1930-е гг., затем освободили державу и взяли Берлин.
Самостоятельным и крайне важным участком работы библиотек в рассматриваемый период явилась усиленная пропаганда интернационализма. Здесь также нужно отметить прагматизм инициаторов предвоенной условной кампании "СССР – большая семья!" Только крепко объединившись, можно было противостоять нашествию "двунадесяти языков", всей континентальной Европы. Успешность интернационалистической деятельности библиотек и прочих общественно-государственных учреждений доказала война. За исключением массового коллаборационизма в Чечне, все советские нации были едины в героической борьбе с фашизмом. Хотя, как известно, Гитлер питал особые надежды именно на национальный раскол в СССР.
Массовые библиотеки после начала II Мировой войны (1 сентября 1939 г.) стали широко освещать военные действия в Европе, отмечая общее ужесточение их характера. Повествования газет и журналов об ужасах войны, обзоры и выставки периодики в библиотеках психологически готовили гражданское население к неотвратимо приближавшейся смертельной битве.
Другим ключевым аспектом психологической пропаганды, осуществляемой самыми разными формами библиотечной работы, стало культивирование победных традиций нашей державы. Еще с середины 1930-х гг. оказалось реабилитировано и активно задействовано героическое прошлое добольшевистской России. Из спецхранов библиотек в общедоступные фонды поступала литература о полководцах и воинах-героях, ранее полузапрещенных из-за их "классовой чуждости, монархических убеждений" и т.п. Если проводилась читательская конференция, то выступавшие все смелей и охотней говорили о выдающихся викториях русского оружия во времена, которые в 1920-е гг. иначе, как "эпохой помещичьего мракобесия" не называли. Шла ли речь о командирах Красной Армии, подчеркивалось, что они достойно сражались еще в царских войсках, впитывая в себя науку побеждать, заложенную Суворовым (кстати, князем и крупным крепостником, подавившим пугачевский бунт). Вообще стойкость Советской армии в Великой Отечественной, неколебимая вера в Победу всего народа явились чрезвычайно важным стратегическим фактором, приблизившим май 1945-го.
Итак, советские массовые библиотеки в 1939-1941 гг. на своем участке "фронта" сделали едва ли не максимум возможного для укрепления обороноспособности нашей Родины.