Глазков М.Н

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
В 1930-е гг.

До начала рассматриваемого периода образовательные потребности библиотечной сферы удовлетворялись явно недостаточно. Политико-просветительные, педагогические вузы и техникумы, совпартшколы и некоторые другие учебные заведения, которые имели библиотечные отделения или факультативы и готовили тогда кадры для библиотек, не учитывали в должной мере всю специфичность профессии "библиотекарь", мало профилировали процесс преподавания. К тому же они выпускали совсем незначительный по количеству контингент библиотечных работников, не обеспечивавший потребности библиотек даже крупных городов, не говоря уже обо всей России. Довольно скромной была и государственная финансовая и административная помощь.

Однако на рубеже десятилетий положение постепенно начало меняться. С развертыванием гигантского социалистического строительства в первую пятилетку (1928-1933 гг.) для правительственных органов стала совершенно очевидна необходимость резкого подъема квалификации многих миллионов трудящихся, заметного увеличения тонкой интеллигентской "прослойки". Обучение масс взрослого населения требовалось осуществлять без отрыва от производства. Следовательно, возросло значение библиотек как испытанной базы образования и самообразования. Но чтобы массовые библиотеки смогли эффективно содействовать тотальной индустриализации, в них должны были работать подготовленные кадры.

В стране начинается открытие целого ряда специальных библиотечных учебных заведений. Впервые за всю дореволюционную и советскую историю в России создается библиотечный вуз: 30 июня 1930 г. согласно постановлению правительства открывается Московский библиотечный институт. Одновременно появляются Ленинградский, Ярославский, Самарский и другие библиотечные техникумы. Всего за десятилетие количество библиотечных техникумов в РСФСР увеличивается до 30.

Улучшается переподготовка кадров для библиотек. Повсеместно возникают различные библиотечные курсы, преимущественно краткосрочные. Расширяются заочные и вечерние отделения в Московском библиотечном институте и техникумах, вводится экстернат. При центральных библиотеках краев и областей организуется библиотечное ученичество, сочетающее обучение в русле непосредственной библиотечной практики. Ставится задача провести через библиотечные курсы и иные формы повышения квалификации всех библиотекарей России, не имевших специального образования.

Большое значение для библиотечной сферы имело постановление ЦИК СССР "О библиотечном деле в Союзе ССР" от 27 марта 1934 г. В нем, в частности, предусматривалось развернуть подготовку библиотекарей "с таким расчетом, чтобы к концу второй пятилетки инструкторский состав и руководящие кадры республиканских, краевых, областных, важнейших городских, районных и крупных фабрично-заводских библиотек были укомплектованы не менее чем на половину работниками с высшим специальным образованием". В течение 1934 г. планировалось также "обеспечить переподготовку" не менее половины наличного состава "низовых" библиотекарей без отрыва от производства. И хотя эти явно завышенные планы не были реализованы в полном объеме, они побуждали советских руководителей разного ранга к сверхусилиям, что, конечно, приводило к крупным достижениям в библиотечном образовании.

Однако кадровая ситуация в библиотечном деле оставалась напряженной. Вероятно, одними из главных причин являлись малопрестижность библиотечной профессии в глазах молодежи и относительно низкая зарплата библиотекарей. Хотя в 1930-е гг. государственные власти и увеличили оплату их труда, распространили на работников библиотек некоторые социальные льготы, решить проблему не удалось. Зарплата в библиотечной сфере оставалась невысокой в сравнении с рядом других популярных профессий (инженеры, учителя и др.), что сказывалось на текучести и образованности сотрудников.

Заслуживают внимания государственно-общественные попытки поднять моральный престиж библиотечной службы. Так, председатель Совнаркома В.М. Молотов не однажды публично говорил о важности библиотек в деле образования, культурного и государственного строительства. Не случайно, в 1940 г. Московский библиотечный институт официально получил весьма почетное дополнение: "имени Молотова". Ряд деятелей культуры, как, например, писатель А.П. Платонов, тоже с большим уважением отзывались о профессии "библиотекарь". В средствах массовой информации постепенно формировался новый образ работника библиотеки: инициативного, подготовленного специалиста, отзывчивого человека с твердой жизненной позицией.

Следует отметить, что существенной тенденцией 1930-х гг., оказавшей влияние на кадровую базу библиотек в целом, стала политизация. В библиотечных учебных заведениях увеличивалась доля учебного времени на идеологические дисциплины (история ВКП(б), диалектический материализм, ленинизм и т.п.) за счет преподавания общеобразовательных и специальных предметов. Политизация пронизывала и такие гуманитарные курсы, как литература и история. Скажем, Парижской Коммуне или творчеству М. Горького уделялось непропорционально много учебных часов. В то же время другим, не менее важным историческим событиям или выдающимся писателям почти не находилось места в образовательной программе. Весьма политизированными являлись и оценки исторических явлений либо персоналий, которые жестко навязывались учащимся. Вместе с тем отметим, крайняя идеологизация в тех конкретно-исторических обстоятельствах была неизбежна и обусловливалась напряженной внутренней и исключительно взрывоопасной международной обстановкой.

На качестве библиотечного образования отрицательно сказалось почти полное отсутствие учебно-методической литературы для студентов библиотечных вузов и техникумов. Типичными недостатками являлись дублирование, разобщенность учебных предметов, слабое освещение передового зарубежного опыта.

Надо признать, что к концу 1930-х гг., несмотря на позитивные подвижки, обеспечить библиотечную сеть России образованными кадрами не удалось. Правда, в тот период решить данную глобальную задачу было практически невозможно. Вспомним, что за десятилетие сеть только массовых библиотек в РСФСР увеличилась более чем в 3 раза. Значительно возросло число детских, учебных, колхозных, профсоюзных, научных, специальных библиотек. На начало 1941 г. в стране насчитывалось уже 280 тыс. библиотек всех типов и видов. Формировавшаяся система библиотечного образования просто не успевала за быстро растущими потребностями практики.

Тем не менее, прогресс стал очевиден. Так, за один 1940 г. число библиотекарей, получивших высшее специальное образование в России, увеличилось примерно на два порядка (!) в сравнении с годом 1930-м.

Hosted by uCoz