Скворцов В.В.

ОТ ТРАДИЦИОННОЙ БИБЛИОТЕКИ – К ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ

Во второй половине прошлого столетия библиотеки мира пережили довольно трудный кризис, обусловленный началом информатизации общества. Почти с 50-х гг. велась явная и скрытая дискуссия по поводу сущности библиотеки. Многообразие выдвинутых концепций сводилось к двум основным парадигмам:


1) библиотека – документное учреждение;
2) библиотека – информационное учреждение.
В конце столетия стало очевидно, что мировая тенденция заключается в признании за библиотекой статуса информационного учреждения. В России продолжает давать о себе знать и первая концепция, поскольку она тоже имеет право на существование, отражая некоторые стороны бытования и функционирования библиотек.

В начале текущего столетия библиотечная теория и практика снова сталкиваются с проблемой самоидентификации. Она связана с понятием цифровой библиотеки.

Начала цифровой библиотеки были положены в последние десятилетия XX в. Особенно отчетливое выражение они получили в ряде теперь хорошо известных документов. Так, в 1991 г. Национальная сельскохозяйственная библиотека США выступила с заявлением о начале реализации программы “Библиотечная электронная инициатива”, которая успешно реализуется. В 1993 г. Национальный научный фонд США впервые объявил о программе исследований под названием “Цифровая библиотечная инициатива”, направленной на ускорение понимания и определения сущности цифровых библиотек, выделив на эти цели десятки миллионов долларов. Примерно в то же время появился и сам термин “цифровая библиотека” (digital library).

За истекшие десятилетия библиотеки, особенно крупные научные, создали тысячи интерактивных баз и банков данных, читательских каталогов, веб-сайтов и других цифровых информационных продуктов. Тем самым они не только отстояли, но и упрочили свое положение в инфосфере, в мире образования, науки, техники, культуры. Правда, нагрузка на библиотеки, вопреки ожиданиям, не уменьшилась, а значительно возросла.

Однако в прошлом веке имела место первоначальная фаза становления цифровой библиотеки. Как правило, новые информационные технологии и средства телекоммуникации приспосабливались к существующим традиционным библиотечным технологиям. Она не была еще цифровой в современном понимании этого явления. В настоящее время многие библиотеки все более активно приступают к переходу на второй этап трансформации, когда новые технические и программные средства фундаментально изменяют библиотечные технологии. Опыт передовых библиотек показывает, что с помощью новой технологии можно успешно автоматизировать осуществление библиотечных функций и услуг. Концептуально это лучше всего описывается с помощью понятия автоматизация, нежели инновация, обновление, модернизация.

Пока еще нет единого общепризнанного определения понятия цифровая библиотека. Некоторые авторы считают, что это библиотека, которая хранит информацию в электронной форме и манипулирует большими массивами информации такого рода. Однако такое определение представляется слишком абстрактным. Оно отвлекается от многих других социально, функционально и технологически важных сторон деятельности библиотеки. На наш взгляд, цифровая библиотека – это автоматизированная библиотека “без стен”, которая осуществляет отбор, приобретение, организацию, распространение и хранение информации в цифровой форме, используя в этих целях традиционные и нетрадиционные источники, включая разнообразные сетевые ресурсы. Разумеется, жизнь внесет поправки и в это определение.

Нет пока и библиотеки, которая могла бы рассматриваться в качестве образцового эталона цифровой библиотеки. Однако уже есть многочисленные проблемы, которые необходимо принять во внимание на данной стадии формирования библиотеки нового типа.

Прежде всего, надо признать, что новые информационные технологии и техника связи драматично изменили весь процесс обработки и использования информации. Парадигматические изменения, следующие из введения новых и развивающихся технологий, продолжатся в двадцать первом столетии. Цифровые информационные ресурсы пронизали весь мир столь многими и различными путями, что надо еще идентифицировать их воздействие на общество и четко сформулировать их смысл. Однако библиотеки, как несущие конструктивные элементы здания культуры общества, должны все более и более полагаться на цифровую информацию. Рано или поздно им придется работать с источниками, которые изначально носят цифровой характер и не имеют печатного эквивалента, существуя только в цифровой форме.

Читатели, которые некогда приходили в библиотеку с самыми простейшими элементарными запросами, теперь сменяются более искушенными пользователями, которые имеют более сложные информационные потребности и в значительной своей части готовы к использованию более сложных и более эффективных цифровых источников. Это означает, что библиотеки должны приспособить свои услуги к изменяющемуся контингенту потребителей. Обилие информационных ресурсов ныне таково, что оно превышает “пропускную способность” обычного читателя. Более того, далеко не всегда удается использовать и сохранить даже ту информацию, которая имеет непреходящее значение. Вследствие этого, в частности, в библиотечном обслуживании должен вновь актуализироваться принцип индивидуального подхода к читателю.

Цивилизованное государство придерживается принципа демократичности построения и функционирования библиотечного дела. Это означает равенство возможностей доступа всех слоев населения к громадным мировым информационным ресурса, а не только элиты, имеющей собственные каналы доступа к Интернет. В этой связи следует подчеркнуть, что центрами входа в цифровые информационные системы долгое время должны остаться традиционные библиотеки, которые единственно способны обеспечить соблюдение этого требования.

Наконец, требуется решить множество юридических и организационно-управленческих вопросов. Из юридических вопросов первостепенного внимания заслуживает разработка правовой основы взаимодействия библиотек, издателей, книготорговцев, провайдеров и читателей. Для организационно-управленческого комплекса проблем наиболее актуально создание единой системы цифровых библиотек. Именно единая в масштабах страны система может обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов цифровых библиотек.

Для России проблема цифровой библиотеки особенно значима. Как известно, невосполнимые природные ресурсы, в конце концов, истощаются. Нельзя не предвидеть, что наступит день, когда нефтяные и газовые трубопроводы будет нечем наполнить. Единственный путь предотвращения будущего, еще более разрушительного кризиса страны, превращающейся в сырьевой придаток развитых стран, – интенсивное развитие образования, культуры, науки, наукоемких технологий. Реализовать этот путь без самого активного использования единой общегосударственной системы цифровых библиотек будет невозможно.

Проблема цифровых библиотек назрела, Она должна быть всесторонне изучена. И это должно быть сделано не завтра, не послезавтра, а сегодня.

Hosted by uCoz