Сукиасян Г.А.

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗИЦИИ

В последние годы на страницах книг и периодики все чаще мелькает термин “глобализация. Глобализация – интеграционных процесс взаимодействия и взаимопроникнования различных обществ в мировом масштабе (процесс объединения). Формально речь идет о всеобщей унификации существующих правил и норм, о переходе к единой, глобальной системе ценностей. Мировая цивилизация, т.е. вся материальная и духовная структура человеческого общества на определенной стадии его развития, включая библиотечно-информацинную сферу, имеет как конкретные исторические, так и глобальные характеристики.

Задача науки дать реальное представление о будущем, исходя из принципов, на которых держится весь фундамент научного знания, прежде всего, исходя из принципа объективности.

Обращение к будущему отнюдь не самоцель. Поиски новых ориентиров и благоприятных для человечества перспектив, новых решений старых и вновь возникающих проблем приводят к тому, что потенциальное будущее начинает все более ощутимо влиять на современность. Поэтому обращение к будущему играет большую роль в мировой политике. Оно стало своеобразным приемом поисков решения многих гуманитарных, а также технических проблем в библиографоведении и информациологии.

Переход к "информационному обществу" порождает необходимость разработки новых теоретико-методологических подходов к решению проблемы становления человека как личности. Человечество все больше оказывается зависимым от информационно-коммуникационных технологий, и поэтому ни одно отдельно взятое общество (в том числе армянское) не сможет нормально функционировать вне глобальной информационной сети. Информация становится разнообразнее, и это отражается на характере образования, на гуманитарном и интеллектуальном развитии человека.

Главная цель современной гуманитарной науки видится библиографом как поиск объединяющего фактора, возможных путей и подходов, способствующих взаимодействию знания, которые бы не расчленяли мир, а объединяли его.

Важную роль в этом отношении играет ЮНЕСКО, которая, осуществляя политику культурного сотрудничества, рассматривает проблемы развития культуры отдельных стран и регионов в контексте общечеловеческих проблем социального развития.

Особое место в новой парадигме развития общества должен занять теоретико-аналитический анализ библиотечно-информационных процессов в странах СНГ. В последнее время между народами СНГ заметно расширяются и укрепляются экономические, культурные, а также библиотечно-библиографические связи, сложившиеся веками на едином европейском пространстве. Коммуникация стала важным средством духовного сближения народов.

В целях гуманитаризации и интернационализации образовательных систем государств СНГ необходимо, прежде всего, выработать единую политику этих государств относительно их деятельности в рамках основных международных организаций и конференций в области библиотечно-библиографической науки и образования. Международное библиотечно-информационное сотрудничество должно базироваться на уважении достоинства и ценностей каждой культуры, независимо от национальности.

Вузовский процесс библиотечно-библиографического образования при его гуманистической выстроенности и правильной организации заключает в себе огромные возможности для взращивания педагога-библиотекаря-библиографа. Учитывая современные тенденции развития библиотечно-информационной науки и практики, выделим следующие факторы: создание гуманистической атмосферы в вузах; содержание высшего библиотечно-библиографического и информационного образования; создание условий для внедрения и более эффективного использования технических и информационных ресурсов, свободной циркуляции информации в обществе, в школах, в вузах, в библиотеках, в музеях, в архивах; ориентация на интересы развития личности.

Гуманизация человека и созданной им цивилизации предполагает гуманитаризацию образования и управления. Поэтому необходимо усилить позиции гуманитарных знаний в информационной культуре личности. Именно гуманитарные аспекты деятельности должны рассматриваться в качестве приоритетных.

Полноценное развитие специалиста невозможно без гуманитарного знания и гуманитарного образования, без их идеалов и обусловленных ими мировоззрения. XXI век будет гуманитарным либо его вовсе не будет.

Hosted by uCoz