Соколов А.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ – ПРЕДМЕТ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИОЛОГИИ
Библиотечная профессиология имеет в настоящее время статус “формирующейся библиотековедческой дисциплины”. Действительно, её научный багаж по сравнению, скажем, с фондоведением, читателеведением, каталоговедением очень невелик. Вместе с тем общеизвестно, что “библиотекарь – душа дела”, а значит, пренебрегать изучением библиотечной профессии никак нельзя. К сожалению, до сих пор не осмыслен даже предмет библиотечной профессиологии. Попытаемся устранить этот пробел.
Всякая научная дисциплина имеет объект и предмет. Объект библиотечной профессиологии ясен – это библиотечная профессия в лице библиотечных работников, точнее, библиотечных коллективов, а предмет? В Терминологическом словаре, изданном БЕН в 1995 г., говорится, что библиотечная профессиология изучает “задачи, содержание, формы и специфику трудовой деятельности библиотечных работников, роль библиотекаря в обществе, библиотекарей как социальную группу, труд и профессионализацию библиотечных специалистов, профессиональные требования к библиотечным кадрам, направленность, содержание и объем библиотечного образования, библиотечную этику, престиж библиотечной профессии в обществе и т.п.”
Беда в том, что в этом обширном перечне библиотечно-профессиональных проблем смешены предметы, относящиеся к различным частным библиотековедческим дисциплинам, таким, как: библиотечная экономика (“задачи, содержание, формы и специфика трудовой деятельности”, “труд библиотечных специалистов”), библиотечная социология (“библиотекари как социальная группа”, “роль библиотекарей в обществе”, “престиж библиотечной профессии”), библиотечная педагогика (“направленность, содержание и объем библиотечного образования”, “профессионализация библиотечных специалистов”), наконец, библиотечная этика. Можно представить учебную дисциплину, комплексирующую элементы научного знания, относящиеся к разным наукам, подобную курсу “Концепции современного естествознания”, но представить научную библиотековедческую дисциплину в виде этико-педагого-социо-психо-экономического конгломерата никак нельзя. Выходит, что в цитированном словарном определении предмет библиотечной профессиологии как-то выпал.
Между тем существует такой аспект библиотечной профессии, который до сих пор не освоен какой-либо библиотековедческой дисциплиной и вместе с тем имеет важнейшее значение для библиотечного дела. Этот предмет – профессиональное самосознание библиотечного сообщества. Именно самосознание, а не сознание в целом. Соотношение между самосознанием и сознанием есть отношение часть-целое. Содержание сознания отдельного человека и социальной группы складывается из двух частей: знание о внешнем мире и знание о себе самом, об интуитивно осознаваемом Я. Первая часть – мировоззрение, вторая часть – самосознание. Таким образом, профессиональное библиотечное сознание есть сумма профессионального библиотечного знания и профессионально-библиотечного самосознания. Первая часть – предмет изучения библиотечной педагогики, которая формирует содержание библиотечного образования, а вторую часть предлагается считать предметом библиотечной профессиологии.
Профессиональное самосознание – это не рациональное знание, а эмоционально переживаемые отношения Я, в данном случае – библиотечного сообщества, к другим социальным феноменам, а именно:
Благодаря тому, что состояние самосознания переживается типичными представителями профессионального сообщества примерно одинаково, обеспечивается психологическое единство группы в данный исторический момент. При изменении исторической ситуации профессиональное самосознание изменяется. Таким образом, целью библиотечной профессиологии как научной дисциплины является познание прошлых, настоящих и будущих состояний библиотечного самосознания. Наш опыт исторического библиотечно-профессионального исследования, хронологически охватившего ХХ в., показал, что получаются довольно интересные и поучительные результаты.