Сляднева Н.А.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИОННОСТЬ

Интернетизация всех сфер деятельности – важная тенденция современного развития человеческой цивилизации. Ее парадоксы, социальные позитив и негатив, проблемы ее познаваемости и прогностики привлекают внимание многих исследователей. Диапазон научного освоения Интернет-феноменологии уже сегодня поражает своей широтой, а в ближайшем будущем может быть ограничен лишь номенклатурой известных человечеству наук и исследовательских направлений.

Более того, вполне вероятно появление на карте мировой науки аналогов классических наук, обратившихся к исследованию Интернет с применением собственных теоретических и методологических арсеналов. Уникальность и беспрецедентность феномена Интернет, его онтологический статус новой для человека среды обитания, новой сферы реальности дают к этому все основания. Поэтому можно в обозримом будущем ожидать формирования таких наук, как Интернет-философия (культурология, социология, антропология, искусствознание, психология, политология, экономика, менеджмент, история, педагогика, медицина, правоведение, кратология) и т.д. Не менее реально появление принципиально новых наук или научных направлений, исследующих специфику Интернет, его уникальные реалии на основе интеграции научных подходов (например, виртуалистика, аватарология) вплоть до формирования интегральной науки Интернетологии, Интернетоведения. Интернетики.

Как бы ни расценивать эту попытку заглянуть в будущее науки, но уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что обращение к любому явлению в контексте Интернет заставляет пересматривать многие научные постулаты, кардинально меняет сложившиеся оценки, представления, устоявшиеся концепции. С этой точки зрения проблема информационных ресурсов Интернет не является исключением. В Интернет-пространстве формируются и функционируют информационные ресурсы самого разнообразного генезиса, природы, предметного и целевого содержания. Изучение этого многообразия предполагает создание на качественно новом уровне комплексного научно-практического направления – ресурсологии, в рамках которого разрабатываются теория ресурсов, типология, технологии поиска, систематизации, аналитика и мониторинг информационных ресурсов, методология их функциональной оценки, способы описания и идентификации.

Самоценным социальным результатом нового информационного режима является интенсивное накопление Интернет-ресурсов и превращение их в глобальный ресурс. Масштаб этого явления создает специфические проблемы: разработку компьютерных и социальных технологий интеграции сверхбольших информационных массивов, интеллектуализированных технологий оперирования информацией, получения выводной информации для принятия управленческих решений.

Особо следует отметить, что феномен виртуальной реальности кардинально изменил представления о природе и характере самого понятия “информационные ресурсы”. Традиционное понимание, прежде всего, связано с представлением об информации (текстах, данных и т.п.), зафиксированной на тех или иных материальных носителях. Не смотря на многочисленные попытки выстроить антитезу (знание – информация) это понимание базировалось на “знаниевом” подходе к ресурсам, подкреплялось длительным историческим опытом и мировоззренческими принципами, согласно которым социальная деятельность человека первична, а информация, отражающая данную деятельность, вторична (производна). Такая последовательность, непосредственно данная человеку в опыте, казалась фундаментальным законом бытия: человек действует, творит некие реалии, преобразует мир, потом наступает этап осмысления, в результате чего создаются информационные объекты (сообщения, произведения). Данные объекты поступают в систему информационных коммуникаций (СМИ, библиотеки, архивы, межличностное общение и т.п.), формируя тем самым информационные ресурсы. Отдельными исключениями либо пренебрегали, либо, как учит известная отговорка для неудачных теорий и объяснений, либо оправдывались тем, что “исключения подтверждают правило”. А исключения как раз и были провозвестниками нового информационного режима и нового информационного мировоззрения. Исключениями такими были сугубо информационные виды деятельности, информационные объекты, не являющиеся отражениями реальных феноменов и событий, успешные акции социального управления за счет информационного воздействия, манипулирования людьми.

Информационная эпоха (и, прежде всего, Интернет) кардинально изменила привычную логику бытия. В Интернет-пространстве наряду с традиционными ресурсами (их можно обозначить как информационно-содержательные) возникли и занимают все большее место ресурсы информационно-деятельностные. Данный вид ресурсов представляет собой либо безаналоговую деятельность в виртуальности (полнообъемный деятельностный креатив – акции, презентации, сделки, виртуальные персоны, виртуальные события), либо виртуальные аналоги реальных действий. Этот вид ресурсов может тесно переплетаться с традиционными. Например, на сайте некой организации, с помощью которого идет взаимодействие с клиентами, партнерами, могут одновременно демонстрироваться базы данных, полнотекстовые массивы, статистические данные и т.п. Деятельностные информационные ресурсы нередко приобретают внешнюю форму традиционных ресурсов. Например, Интернет-форум, дискуссионный клуб, действующие в режиме реального времени, могут, на первый взгляд, быть неотличимы от выставленных в сети научных сборников, журналов. Но все в большем объеме феноменология Интернет не отражает деятельность, а имеет непосредственно деятельностный статус. В виртуальной среде такие классические оппозиции, вызывавшие дискуссии, раскол научного сообщества, как деятельность – информация, материальное – идеальное, событие (факт) – сообщение (фактография, данные) становятся не актуальными. Считавшиеся атрибутивными характеристиками материальных (деятельностных) или, напротив, идеальных (информационных) явлений свойства в виртуальной реальности утратили свою специфичность. Так, интуитивно постигаемая и гносеологически обоснованная эфемерность классического информационного пространства (межличностных коммуникаций, общественного мнения, слухов, мифов и т.п.) в виртуальном пространстве получила шанс обрести опорные точки, Интернет-адреса, средства и способы фиксации. С другой стороны, многие виды деятельности, ограниченные в классической реальности пространственными и временными барьерами, привязкой к пространственно-временным координатам, в виртуальном мире обрели свободу от этих ограничений.

Привычная последовательность событий, характерная для классической реальности (событие, действие – информационный отпечаток), типичный способ создания информационных ресурсов (сначала человеческая деятельность, затем ее информационное отражение, затем фиксация, накопление, тиражирование информации, что и формирует информационные ресурсы) меняется, становится более вариативной. Деятельность непосредственно может осуществляться в информационной форме и среде, информационное сообщение о событии – не основываться на событии, но само иметь значимость события.

Все эти информационные объекты сами становятся предметом анализа, изучения, многократного отражения, рождая производные виды деятельности и вторичные информационные отпечатки. Отсюда проблема новой классификации ресурсов, новые методы их описания, систематизации, аналитики и оценки.

В классической реальности существует проблема восхождения от информации к породившей ее деятельности, реконструкции подлинных событий по их информационным отпечаткам. В виртуальном мире для класса информационно-деятельностных объектов (ресурсов) такой проблемы не существует. Благодаря этому парадоксу Интернет активно осваивается политическим технологами, деловой и конкурентной разведкой (и просто разведкой), аналитиками, специалистами по пиару, маркетологами, властными структурами и т.п. Очевидно, что подлинные возможности использования Интернет-ресурсов далеко не раскрыты современной практикой и теорией. На современном этапе необходимо новое осмысление данного феномена.

Hosted by uCoz