Поздеева Н.Е.

СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК: АСПЕКТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В начале ХХ в. в России сложилась развитая система научных библиотек различных видов, включавшая в себя не только крупнейшие национальные сокровищницы столичных городов, академии наук и университетов, но и библиотеки музеев, научных обществ и объединений, богатейшие частные библиотеки, доступные узкому кругу исследователей.

Социальные изменения, вызванные революцией 1917 г., привели к разрушению сложившейся системы, вызванному, в первую очередь, тем, что все научные библиотеки перешли в государственную собственность. Дилемма “научная библиотека – библиотека государственная” прочно вошла в практику существования российских библиотек и сохранилась до сегодняшних дней. Логика социального развития требует ее изменения.

Децентрализация власти привела к отказу государства от монополии на библиотеку и распределению ответственности за нее между властными уровнями. Значительная часть библиотечных ресурсов перешла в собственность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Уйдя из-под опеки государства, крупнейшие региональные библиотеки не перестали выполнять функции “научных”, а введение института местного самоуправления поставило перед муниципальными библиотеками проблемы, необходимость решения которых стимулировала использование в работе научных методов.

Появление научной функции у бывших “массовых” библиотек вызвано, в первую очередь, их адаптацией к меняющимся условиям. Так, учитывая, что на деятельность библиотеки муниципального образования оказывают влияние противоречия глобального, регионально и местного уровня, можно предположить, что при решении практических проблем им необходимо вырабатывать новое знание, что является результатом работы и критерием “научности” любого научно-исследовательского учреждения.

Практика свидетельствует, что у некоторых муниципальных библиотек появляется научная функция, носящая ярко выраженный прикладной характер. Отмеченная тенденция организационно закрепляется в статусе библиотек (Публичная научная библиотека г. Глазова), в создании новых структурных подразделений (в ЦГБ городов Каменска-Уральского, Кирова, Саратова, Ижевска и др.), во введении ставки ученого секретаря (ЦГБ г. Ижевска), в планах работы (ЦГБ городов Кирово-Чепецка, Перми, Новокузнецка и др.).

Использование научных методов в работе ПНБ г. Глазова позволило поднять на более высокий уровень библиотечно-библиографическую деятельность, связав ее с осмыслением результатов и процессов практики; расширить ресурсные возможности библиотеки, используя новые технологии; сформировать партнерские отношения с филиалами, повлиять на развитие библиотечного дела региона и установить связи с ведущими методическими центрами России.

Результатом научного поиска в ЦГБ г. Ижевска стало развитие программно-целевого планирования деятельности ЦБС; открытие новых фактов из истории библиотек города; появление таких нетрадиционных направлений в работе как издательская деятельность и библиотечная журналистика; определение информационных потребностей и круга чтения различных категорий пользователей; развитие кадрового потенциала.

Сегодня многие муниципальные библиотеки используют в своей работе некоторые научные методы. Успешное их применение приведет к тому, что постепенно в библиотеках сформируется система использования научных методов, способная изменить организацию и качество их работы. Таким образом, формируется новая модель научной библиотеки, где в основу определения “научная” возможно положить использование научных методов организации работы. Характерно, что подобное развитие библиотек адекватно характеру развития в новых условиях самой науки.

Hosted by uCoz