Матрюхин Г.И.
БИБЛИОТЕКИ КАК ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В результате значительного сокращения финансирования большинства библиотек сложилось почти катастрофическое положение по важнейшим направлениям их деятельности, особенно в части пополнения библиотечных фондов, обеспечения их сохранности, безопасности и доступности к ним пользователей. Возникла новая для страны ситуация, когда в книжные магазины многих регионов, а соответственно и в библиотеки, не попадает 80 90% издаваемых в стране книг. Новые издания, как правило, оседают в тех же городах, где они и выпускаются.
По данным исследований, даже в центральные библиотеки ряда субъектов Федерации не поступает чуть ли не 90% изданной в стране литературы. Вместе с тем, по экспертным оценкам, 40% библиотечных фондов составляют книги, практически не востребуемые, морально устаревшие. От 60 до 80% пользователей не удовлетворены составом этих фондов нет нужной литературы, невозможно получить новую информацию. Значительно возросла доля физически изношенных фондов.
Ученые подсчитали, что, если общество, государство заинтересованы в приросте национального дохода, то на каждый процент этого роста необходимо вкладывать дополнительно до 2% на развитие науки и до 4% на развитие ее библиотечно-информационного обслуживания.
В этой связи особенно понятна мысль президента РАН Ю.С. Осипова о том, что Президиум Российской академии наук всячески поддерживает деятельность, направленную на интеграцию науки, на поиски путей объединения усилий всех тех организаций и ведомств, которые занимаются проблемами информационно-библиотечного обслуживания ученых. Положение дел в этой области в целом, и особенно недостаточная информированность ученых о последних достижениях их коллег, затруднения в получении научных журналов и книг, вызывает глубокую озабоченность.
Именно библиотеки, на фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов огромной страны, единство периферии и центра.
В нынешний, переломный для России период, как никогда прежде, обществу нужна достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические и фундаментальные знания. Потребность в этом для большинства населения может быть удовлетворена только через государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась, по сути, единственным учреждением, предоставляющим доступ к фондам бесплатно и располагающим хотя бы минимумом необходимой информации. Все это привело к увеличению посещаемости библиотек. Сегодня почти повсеместно региональные научные библиотеки, особенно крупные, пропускают в день читателей в 3 4 раза больше того количества, на которое они рассчитаны. Это является важнейшим показателем их востребованности, прежде всего, городским населением.
Этим однозначно подтверждается идея о создании новой информационной инфраструктуры российского общества, ведущую роль в которой, несомненно, будет принадлежать библиотекам, или точнее, библиотечно-информационным центрам. Для этого необходимо реформировать или создать заново организационные составляющие информационно-библиотечного пространства, что предполагает не только стабилизацию библиотечно-информационного дела, но и развитие информационного общества в России, построение библиотеки будущего. Связано это с информатизацией общества, овладением современными стандартами и технологиями в создании и использовании информационных ресурсов, модернизацией материально-технической базы, развитием эффективных коммуникаций.
Единое информационное пространство страны (его организационно-содержательная составляющая) включает в себя: централизованные формы научно-методического регулирования и координации, книгоиздание и книгораспространение, регулярное поступление обязательного экземпляра документов, книжный коллектор, стандартизацию, подготовку и переподготовку кадров. Потеря связей в рамках библиотечной сети и с информационными центрами, отсутствие необходимой координации и регулирования информационными потоками прямо влияют на информационную деятельность библиотек и еще больше обедняют их ресурсные возможности, особенно в сфере обмена информацией, документами. Без организационного оформления информационного пространства трудно надеяться на эффективное использование самых современных систем и средств информатизации и автоматизации библиотечно-информационного обслуживания.
Наиболее эффективными подходами в решении этих проблем являются: разработка и осуществление государственных проектов по развитию науки, культуры, книгоиздания, СМИ как производителей информационных ресурсов; развитие материально-технической базы библиотек и информационных центров, обеспечивающих их эффективное использование и сохранность; меры по централизованному и полноценному комплектованию библиотечных фондов, книгоизданию для библиотек, укреплению института обязательного экземпляра документов, налаживанию коммуникаций и координации.
В соответствии с Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” библиотечные фонды и информационные продукты включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию. Это значит обеспечение равных прав на оперативное получение информации всеми гражданами России независимо от места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Возможно это только при внедрении и развитии в общедоступных библиотеках новых электронных технологий обработки, хранения и поиска информации; обмена ею с другими библиотеками и информационными центрами по современным каналам связи. Это один из важнейших факторов развития образования, науки и культуры в России, стабилизации ее социально-экономической и политической сфер деятельности.