Матрюхин Г.И.

БИБЛИОТЕКИ КАК ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В результате значительного сокращения финансирования большинства библиотек сложилось почти катастрофическое положение по важнейшим направлениям их деятельности, особенно в части пополнения библиотечных фондов, обеспечения их сохранности, безопасности и доступности к ним пользователей. Возникла новая для страны ситуация, когда в книжные магазины многих регионов, а соответственно и в библиотеки, не попадает 80– 90% издаваемых в стране книг. Новые издания, как правило, оседают в тех же городах, где они и выпускаются.

По данным исследований, даже в центральные библиотеки ряда субъектов Федерации не поступает чуть ли не 90% изданной в стране литературы. Вместе с тем, по экспертным оценкам, 40% библиотечных фондов составляют книги, практически не востребуемые, морально устаревшие. От 60 до 80% пользователей не удовлетворены составом этих фондов – нет нужной литературы, невозможно получить новую информацию. Значительно возросла доля физически изношенных фондов.

Ученые подсчитали, что, если общество, государство заинтересованы в приросте национального дохода, то на каждый процент этого роста необходимо вкладывать дополнительно до 2% на развитие науки и до 4% – на развитие ее библиотечно-информационного обслуживания.

В этой связи особенно понятна мысль президента РАН Ю.С. Осипова о том, что Президиум Российской академии наук всячески поддерживает деятельность, направленную на интеграцию науки, на поиски путей объединения усилий всех тех организаций и ведомств, которые занимаются проблемами информационно-библиотечного обслуживания ученых. Положение дел в этой области в целом, и особенно недостаточная информированность ученых о последних достижениях их коллег, затруднения в получении научных журналов и книг, вызывает глубокую озабоченность.

Именно библиотеки, на фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая СМИ и книгоиздание, выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов огромной страны, единство периферии и центра.

В нынешний, переломный для России период, как никогда прежде, обществу нужна достоверная, оперативно получаемая информация, новые практические и фундаментальные знания. Потребность в этом для большинства населения может быть удовлетворена только через государственные общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась, по сути, единственным учреждением, предоставляющим доступ к фондам бесплатно и располагающим хотя бы минимумом необходимой информации. Все это привело к увеличению посещаемости библиотек. Сегодня почти повсеместно региональные научные библиотеки, особенно крупные, пропускают в день читателей в 3– 4 раза больше того количества, на которое они рассчитаны. Это является важнейшим показателем их востребованности, прежде всего, городским населением.

Этим однозначно подтверждается идея о создании новой информационной инфраструктуры российского общества, ведущую роль в которой, несомненно, будет принадлежать библиотекам, или точнее, библиотечно-информационным центрам. Для этого необходимо реформировать или создать заново организационные составляющие информационно-библиотечного пространства, что предполагает не только стабилизацию библиотечно-информационного дела, но и развитие информационного общества в России, построение библиотеки будущего. Связано это с информатизацией общества, овладением современными стандартами и технологиями в создании и использовании информационных ресурсов, модернизацией материально-технической базы, развитием эффективных коммуникаций.

Единое информационное пространство страны (его организационно-содержательная составляющая) включает в себя: централизованные формы научно-методического регулирования и координации, книгоиздание и книгораспространение, регулярное поступление обязательного экземпляра документов, книжный коллектор, стандартизацию, подготовку и переподготовку кадров. Потеря связей в рамках библиотечной сети и с информационными центрами, отсутствие необходимой координации и регулирования информационными потоками прямо влияют на информационную деятельность библиотек и еще больше обедняют их ресурсные возможности, особенно в сфере обмена информацией, документами. Без организационного оформления информационного пространства трудно надеяться на эффективное использование самых современных систем и средств информатизации и автоматизации библиотечно-информационного обслуживания.

Наиболее эффективными подходами в решении этих проблем являются: разработка и осуществление государственных проектов по развитию науки, культуры, книгоиздания, СМИ как производителей информационных ресурсов; развитие материально-технической базы библиотек и информационных центров, обеспечивающих их эффективное использование и сохранность; меры по централизованному и полноценному комплектованию библиотечных фондов, книгоизданию для библиотек, укреплению института обязательного экземпляра документов, налаживанию коммуникаций и координации.

В соответствии с Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” библиотечные фонды и информационные продукты включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию. Это значит – обеспечение равных прав на оперативное получение информации всеми гражданами России независимо от места проживания, общественного положения и сферы деятельности. Возможно это только при внедрении и развитии в общедоступных библиотеках новых электронных технологий обработки, хранения и поиска информации; обмена ею с другими библиотеками и информационными центрами по современным каналам связи. Это один из важнейших факторов развития образования, науки и культуры в России, стабилизации ее социально-экономической и политической сфер деятельности.

Металлургпроект проектная организация.
Hosted by uCoz