Карташов Н.С., Лукьянова О.Н.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН
(К вопросу о формировании информационной компаративистики)

В информационной сфере господствует аналитический тип исследования и преподавания. Накопление информации в локальных направлениях библиотековедения, библиографоведения, музееведения, книговедения, архивоведения, информатики имеет противоречивую сущность. С одной стороны, оно достигается, за счет компетентности, жесткого разграничения (разделения) информационных объектов и предметов исследования и преподавания, следствием чего является, отсутствие понимания необходимой взаимосвязи между дисциплинами и их компонентами и утрата целостного представления об изучаемых информационных процессах и явлениях. С другой стороны, становятся очевидными конкретные линии пересечения с ближайшими смежными дисциплинами, увеличивается потребность в стыковке результатов исследовательского поиска для восстановления утраченной целостности.

Локализация, информационного знания оборачивается разрывом возможных общетеоретических, методологических и междисциплинарных связей. Все более очевидной становится тенденция сегментации, все большего разветвления информационных дисциплин, ведущая к растущей изоляции специалистов внутри информационного сообщества. Вероятно, подобное обособление отдельных информационных дисциплин объективно неизбежно, поскольку идет накопление конкретных знаний по четко очерченному предметному полю каждой из научных дисциплин. Приводя к ощутимому росту объема и. качества информации, автономизация в то же время ослабляет эвристический потенциал как отдельных научных направлений, так и информационного сообщества в целом. Утрата единства и целостности картины информационной действительности – такова перспектива специализирующегося обособления знания. Этот процесс фрагментации угрожает и внутридисциплинарному развитию каждой отрасли информационного научного знания (библиотековедения, библиографоведения, книговедения и др.).

Преодолеть эту ограниченность можно при сравнительном подходе, налаживании коммуникации между информационными дисциплинами, разрывая рамки традиционного, узкоотраслевого (узкопредметного) научного и учебного процессов. Тенденция к интеграции знаний, к созданию целостной картины информационных процессов и явлений, к системному отображению информационной действительности присуща современной информационной науке.

Зарождается новый тип исследования – синтетический, его задача в синтезе, объединении предметных знании в горизонтальных, междисциплинарных науках. К ним относится и информационная компаративистика (лат. - comparatives), основанная на сравнительном анализе. Принципиальное отличие компаративистики от традиционных информационных дисциплин состоит в выявлении фундаментальной роли взаимодействия не только между информационной деятельностью и обществом, но и между дисциплинами информационного комплекса, а также между компонентами каждой из этих дисциплин.

Важным признаком, по которому информационная компаративистика отличается от других дисциплин этого комплекса, является предмет исследования, определяющее свойство которого заключается в том, что он представляет всю совокупность информационных связей и отношений. Предмет сравнительного исследования, дающий новое знание, это не просто сопоставление информационных объектов, процессов и явлений, а исследование закономерностей их развития на основе взаимодействия и выявления диалектики общего и особенного, сходства и различия в функционировании информационных систем.

Сравнивая некоторые (по меньшей мере, два) информационные процессы, системы, элементы, структуры, качества информационных явлений, понятия, исследователь пытается, обнаружить нечто общее или различное между ними. При сравнении информационных фактов исследователь пытается найти некоторые обобщающие эмпирические законы, т.е. причинные зависимости. Сравнительные информационные науки, не претендуя на всеохватность информационной тематики, изучают информационную реальность, стремясь объединить эмпирический и теоретический уровни анализа, качественные и количественные методы и сформулировать общезначимые суждения об общих взаимосвязях информационного мира. Наряду с этим, сравнительные информационные исследования ориентируются также на показ уникальности современного информационного мира различных стран, используя современные методологии аналитического компаративизма. Сравнительное информационное исследование может касаться трех типов сходства. Первые объясняются прямыми заимствованиями, вторые – подобием условий среды, а третьи, наиболее интересные – генетической общностью.

Мы различаем два способа сравнений – поверхностные сопоставления и строгое научное исследование. При методе сопоставительном сравнение делится между двумя или более произвольно взятыми информационными системами, процессами, дисциплинами. Методу произвольных сопоставлений можно противопоставить две разновидности историко-сравнительного метода. Первая – генетическая, разновидность, включает сравнительно-исторические исследования информационных систем и процессов, которые происходят от одного общего ствола, а, следовательно, и способны вынести общие информационные идеи и институты. Другая, стадиальная, разновидность метода предполагает сравнение информационных институтов и норм, отвечающих одинаковым ступеням общественного развития. К сравнительным информационным исследованиям относится установление функции компаративистики как посредника между теорией и эмпирическими разысканиями.

Значение сравнительного метода не состоит в открытии новых фактов, а в научном, объяснении уже найденных в тех или иных информационных науках, а также функции проведения междисциплинарных и международных сравнительных, исследований. Являясь методом исследования, сравнение вносит своеобразие не только в исследовательскую стратегию и технику, но и в результат, т.е. получаемое информационное знание. В последнем случае не только повышается обоснованность теоретических обобщений, они приобретают синтезированный характер. Информационная компаративистика в этом смысле представляет собой отрасль информационной науки, в которой на основании эмпирического анализа различных информационных систем выводятся синтезированные теоретические обобщения в виде причинных зависимостей, типологий и классификации, моделей, теорий.

Сравнительные исследования представляют интерес как один из весьма характерных примеров проявлений интеграционных тенденций в информационной науке, являя собой в определенном смысле модель “концептуально-методологического синтеза” идей и методов целого ряда наук. Разрушая изолированность и отчужденность информационных наук, компаративистика помогает более целостно, системно воспринимать информационные процессы, выступая, таким образом, “опорным пунктом” других информационных наук, связывая разрозненные идеи и положения последних и предоставляя возможность получить знания нового типа – целостный, системный образ объекта исследования. Сравнительное исследование позволяет перейти от “линейного мышления”, сложившегося в рамках существующих частных (аналитических) информационных дисциплин к нелинейному, системному мышлению, означающему многовариантность, альтернативность путей развития информационных систем. Методологические принципы и методический инструментарий, разрабатываемые компаративистикой, являются базой сравнительного анализа, проводимого и в частных (отраслевых) информационных дисциплинах. Используя многие идеи, положения, теории этих дисциплин, компаративистика дополняет их системным подходом, выполняя вполне определенную интеграционную роль.

Таким образом, между информационной компаративистикой и другими дисциплинами, имеется внутренняя взаимосвязь. Сравнительные исследования в каждую из них вносят свои особенности: и подходы, которые не были присущи и даже чужды традиционным направлениям информационных наук. Компаративистика является той научной дисциплиной, которая синтезирует знания. Она исполняет роль “сборного цеха”, подвергающего дальнейшей обработке продукцию других наук на основе сравнительного синтеза.

Компаративистика, поскольку она претендует на определенные обобщения, выработку общих принципов, не может обойтись без других научных дисциплин, материалы и идеи которых она в той или иной мере использует. Заимствуя примеры неупорядоченных структур из других информационных наук, компаративистика обобщает разнообразные знания, интегрирует их, укрепляет связи между ними. Она, с одной стороны, обобщает частнонаучные информационные концепции, а с другой, – конкретизирует основополагающие принципы общей теории информационной науки.

В сравнительных исследованиях отражаются связи информационной науки с рядом общественных наук, включая философию, социологию, историю, культурологию, демографию и др. Рассматривая вопросы теории и практики современной информационной деятельности в международном, историческом, региональном аспектах и анализируя их с учетом социально-экономического, политического, культурного, демографического развития отдельных стран и регионов, информационная компаративистика широко заимствует из соответствующих общественных наук как фактические данные, так и выработанные в этих науках теоретические положения и методы. В этом смысле компаративистику можно рассматривать как пограничную социолого-гуманитарную науку, изучающую закономерности социальной детерминированности информационной среды в определенных конкретно-исторических, условиях.

В настоящее время в России идет процесс преобразования: информационной деятельности и ее адаптации к новым социально-экономическим и политическим условиям. Определение и анализ социальных факторов и условий имеют большое значение для понимания внутренней структуры информационных систем и происходящих в них процессов. Именно сравнительные исследования, помогают вскрыть взаимосвязь информационной деятельности с уровнем и качеством жизни населения, другими социальными характеристиками общества, а также выявить закономерности этой взаимосвязи, показать ключевую роль того или иного фактора, предвидеть возникновение новых информационных явлений, определить противоречия и диспропорции, информационные потребности общества и в соответствии с ними управлять данной системой. Руководители информационных, систем могут использовать сравнительные материалы, во-первых, при решении некоторых кардинальных сквозных проблем информационной политики; во-вторых, при решении отдельных проблем путем выработки актов национального и регионального информационного законодательства; в-третьих, в целях совершенствования организации, методики, технологии информационной деятельности и др. Сравнительный анализ – ключевой момент в разработке управленческих решений на всех уровнях информационной системы. Чем выше доступный уровень сравнения, тем в большей степени обоснованным является выбор действий для достижения поставленных целей управления.

Обозначив основные черты и особенности сравнительных информационных исследований, можно наметить пять этапов развития информационной компаративистики. Первый этап в совместной работе по компаративистике – проблемно-ориентированный. Он включает самоописание и констатацию методологических, предметных различий каждой отдельной информационной дисциплины, тем самым превращая их в объект познания других родственных (смежных) дисциплин. Эта задача взаимообязательна, поскольку включает в себя понятное другим специалистам объяснение применяемой в каждой дисциплине методологии и получаемой с помощью специальных методов оригинальных результатов. Второй – критически-ориентированный этап. Он содержит публичное обсуждение и критику состояния представляемого и сопоставляемого информационного знания (сначала семинары на кафедрах, научных советах НИИ и др., затем открытая дискуссия между кафедрами, факультетами, научными советами). Безусловно, состоится не только дальнейшее знакомство друг с другом, но и, полагаем, глубокая, критическая аналитика и экспертиза уровня достигнутого знания, возможностей, сопоставления и использования в родственных дисциплинах.

Третий – конструктивно-ориентированный этап служит концентрации внимания на поиске плодотворных и перспективных путей выхода из сложившейся ситуации, чем и является, на наш взгляд, развитие компаративистской (сравнительной) методологии, позволяющей сопоставить результаты и методы различных информационных дисциплин, а также осуществить междисциплинарный синтез. Более того, тем самым задается новая ориентация, которую можно назвать трансдисциплинарной. Эта перспектива включает новый тип знания (синтетический), Сравнительно-информационные исследования возможно проводить в сотрудничестве вузов, НИИ, крупных научных библиотек и с зарубежными, партнерами. В данном случае речь идет о концентрации усилий на разработке тематики и методики компаративных исследований. Компаративистика задает общие границы содержательного научного партнерства, так как методы, способы исследования и результаты могут быть сопоставимыми и способными приобрести требуемый, всеобщий характер. Сравнительные исследования могут стать приоритетной формой научных исследований, преодолевающих дисциплинарную обособленность на новом междисциплинарном уровне.

Четвертый – парадигмально-ориентированный этап намечает содействие формированию новой научно-исследовательской программы, включающей принципы компаративисткой парадигмы информационного знания. Именно на этом уровне возникают общая аксиоматика, общий язык, универсальная методология, открывается для разных информационных дисциплин сетевая коммуникация, наконец, необходимая для. развития компаративистской парадигмы гибкая институционализация, обеспечивающая взаимодействие, совместную деятельность информационных объектов, систем, дисциплин и т.д.

Пятый – институционально-ориентированный преследует цель институционального закрепления нового компаративистского направления, ибо оно отражает общее стремление обогатить дисциплинарное и междисциплинарное развитие информационного знания. Это означает, что информационная компаративистика нуждается как в эффективном содействии уже имеющемуся общению в рамках сравнительных исследований, так и в создании новых форм, информационной, организационной, институциональной, финансовой и др. поддержки. Сравнительные исследования дают возможность сопоставить данные, добытые в разное время, и методы сравнительного анализа. Вместе с тем одной из важных задач остается создание методологических и методических основ проведения междисциплинарных сравнительных исследований. Безусловно, актуальными являются разработка технологий применения сравнительной методологии к изучению сложных информационных процессов и систем. Для методологии компаративистики важно не сравнение само по себе, а сравнение методологически корректное, позволяющее выявлять историческое и региональное своеобразие сопоставляемых информационных систем и процессов, учитывать сходства и различия между информационными культурами, понятиями, категориями, теориями, традициями. Выявление параллелей, аналогий выдвигается в центр компаративистского (сравнительного) метода, К примеру, можно предложить две темы сравнительных исследований:
1. Современное библиотековедение и информатика: мировые тенденции и национальные особенности;
2. Уровень информационно-библиотечного обслуживания населения в показателях отечественной и зарубежной статистики и др.

Можно выделить не один “круг” сравнительных тематических (проблемных) исследований внутри РФ и ее субъектов, а также в рамках межгосударственных объединений, типа СНГ в отношении других информационных систем и дисциплин.

Настоящий уровень развития сравнительных информационных исследований не удовлетворяет современных запросов информационной науки и потребностей практики. Здесь имеется ряд, причин. Главная из них – неразработанность теории, методики и организации сравнительных информационных исследований. В российских информационных науках ситуация с методологией исследования не является вполне определенной. Библиотековеды, например, редко задумываются над методологическими вопросами и работают скорее интуитивно, руководствуясь различными подходами. Особенно это заметно в диссертационных работах, где общим местом стало указание на методологии исследований по типу: “работы отечественных и зарубежных исследователей темы”, “комплексный подход”, “системный подход”, “целостный подход” и т.д. Показателем ситуации выступает и отсутствие споров (за редкими исключениями) между библиотековедами относительно методологических вопросов конкретных исследований. Сравнение в информационных исследованиях не просто один из рядовых методов и не только метод, но и последовательная стратегия, ориентация на которую позволяет информационным наукам получить признание. Есть основания выделить в рамках информационной компаративистики общую и особенную части. Общая часть может быть посвящена понятию “информационная компаративистика, ее предмету и методологии, целям и функциям, видам и направлениям сравнительных исследований. Особенная, часть позволяет раскрыть особенности применения методологии информационной компаративистики в двух аспектах. Структурный аспект означает применение его в отношении информационных систем, типов и видов информационных учреждений и организаций, законодательства и др. Отраслевой аспект дает возможность использования и выявления потенциала информационной компаративистики в разных отраслях информационной науки. Для них информационная компаративистика служит теоретической и методологической основой.

Hosted by uCoz