Дунаева Т.Г.

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И БИБЛИОТЕКИ

Определяющими компонентами современной цивилизации стали глобализация и информатизация общества с присущими им положительными и негативными свойствами. Сущность глобализации – это интеграционные процессы во всех сферах общественной жизни, переход к новому миропорядку, к новой системе отношений, в корне меняющей веками сложенную упорядоченность отношений между людьми, государствами, народами.

Установление нового миропорядка оказалось процессом сложным и противоречивым. Опыт последнего десятилетия показал, что экономические преобразования зависят от глубинных социокультурных и духовных основ общественной жизни. Не случайно сугубо экономическое обоснование реформ России по западным образцам сменилось “ громкими призывами и робкими попытками учета социокультурных особенностей российского общества в государственной политике”.

Противоречия современной цивилизации и вызванные ими изменения коснулись всех сфер современной реальности. Это противоречия между глобализацией и интеграцией общественных процессов, с одной стороны, а с другой, – c явно проявившейся индивидуализацией личности; противоречие между усилением тенденций глобализации и сопротивлением этому процессу со стороны национально-государственных образований и стремлением народов сохранить свои историко-культурные традиции и этническое духовное наследие. В связи с этим большее чем в предыдущие годы значение в обществе приобретают ценности, выраженные в религии, языке, искусстве, литературе. Именно поэтому последнее десятилетие социологи называют эпохой ренессанса этнических идентичностей, этнической культуры. Но вряд ли национальная культура со всеми составляющими: высоким искусством, аутентичным фольклором и промежуточной народной культурой сможет стать чем-то качественно новым, противостоящим новой модели стиля мировосприятия. Ибо в самой народной и обыденной культуре и в профессиональной культурной практике культурологи (например, Н.Г. Михайлова, Е.А. Семенова, А.И. Демченко) отмечают сочетание двух направлений: ориентацию на некие культурные эталоны и тяготение к этническим традициям своей культуры, восходящим к прошлому.

Нельзя забывать и тот факт, что человек в своих действиях не может руководствоваться традициями, культурными стереотипами своего народа по причине их несоответствия проблемам, с которыми он сталкивается в каждодневной жизни. Основой его жизни и деятельности становятся его подсознательные импульсы и эталоны коммерческой и прибыльной культуры. Коммерческий статус культуры, лишенной опеки государства, предполагает естественный рыночный отбор и приводит к вымиранию и вытеснению институтов высокой культуры, к формированию “экономического человека”, как господствующего социокультурного типа, стремящегося дать всем явлениям культуры денежный эквивалент, оправдывающего незаконные притязания бизнеса на духовную власть в обществе.

К началу третьего тысячелетия стало ясно, что в главную цивилизационную задачу, в трансформационную структуру общества необходимо включить нечто нематериальное: мировоззренческое, психологическое, духовно-нравственное, религиозно-мистическое составляющее. В современной социокультурной ситуации мира, в том числе в России, настал момент, называемый физиками “точкой бифуркации”, и представители различных отраслей знания ищут нетрадиционные подходы к формированию принципов построения общества устойчивого развития.

Особенно большие надежды возлагались на культуру как на средство регулирования поведением людей и на религию с её веками наработанным мистическим опытом решения нравственных проблем. Однако современная культура и земные религиозные институты оказались подвержены таким же деструктивным процессам, которые характерны для других сфер жизни общества. В настоящее время появилась (вернее возродилась) концепция о национальной идее, которая была бы привлекательна для всех слоев общества и ради которой большинство населения независимо от языка, вероисповедания, образа жизни, социального статуса, образования, культурного уровня готово было бы пойти на определенные самоограничения. Специалисты единодушны в том, что такая национальная идея должна быть способной снижать напряженность всех форм противостояния – идейных, социальных, этнических, демографических, территориальных, стимулировать активность, инициативу, конструктивную деятельность и ориентировать на перспективное развитие страны, общества в плюсовом векторе.

Думается, предложения западных социологов создать общество оптимального уровня потребительства, призывы передовых ученых мира принять меры по сохранению окружающей среды и ликвидации оружия массового поражения относятся к этому же ряду формирования желаемой социокультурной ситуации в мире. Но нерешенным остается вопрос: как достичь такого состояния? Перед угрозой “экологической зимы” большинство населения земного шара соглашается с необходимостью сохранить окружающую природу, но многие ли участвуют в движении “зеленых”? Точно также захотят ли “новые русские” и “новые татары” поделиться своим капиталом с другими ради будущего детей страны, планеты (слово “дети” в качестве национальной идеи предлагает психолог А.П. Ситников), когда многие из них уверены в том, что их потомки обеспечены на многие поколения вперед.

В условиях информатизации общества в исследованиях о перспективах развития постиндустриальной цивилизации выдвигаются новые подходы к пониманию мироздания, первоэлементами которого признаются информация и энергия. Динамика любой системы, в том числе социокультурной сегодня характеризуется преобладанием информационного начала над ресурсным, причем роль основного ресурса играет энергия, которая выступает в качестве носителя информации для взаимодействия с внешней средой. Предложены уже прогностические выводы (напр. В.М. Петровым и Л.А. Мажуль) о неизбежности “предстоящего в ближайшие годы слома сложившейся в стране ресурсной (и одновременно синтетической, правополушарной) социально-психологической парадигмы и перехода к сознанию аналитическому, информационно-ориентированному”.

Мысль о доминантной роли информации в современном обществе и тенденциях ноосферизации жизни мирового сообщества высказывается не впервые. В интеллектуальном (информационном) обществе компетентность отдельного индивида уже рассматривается как наиболее значительный фактор производительности в экономике. Информация становится ресурсом социокультурной системы. Зависимость же жизни от природного ресурса, содержащегося в среде, по мнению специалистов, становится все слабее. Оставляя суждения о различных фазах ресурсно-информационных отношений в эволюции социокультурных систем информатикам, культурологам, экономистам и т.д., остановимся на прогностическом выводе о неизбежности перехода от синтетической, правополушарной социально-психологической парадигмы к сознанию аналитическому. С этим выводом нельзя согласиться. Правополушарное, объемно-духовное, голограммное восприятие явлений, объектов и секторно-блочное мышление характерны людям высокой (пятой, шестой) фазы. Аналогичные выводы получены и в ходе исследования школьников США, о чем проинформировал радиоканал “Маяк” в начале января 2003 г. Оказалось, подавляющее большинство подростков (60-70%) имеет правополушарное восприятие мира.

Противоречие возникает, по моему мнению, в силу того, что ресурсно-информационные отношения на физическом уровне бытия механически переносятся на следующий не плотный уровень бытия – уровень сознания и психики. Если уже признаем наступление ноосферной фазы развития человеческой цивилизации, то нужно согласиться с наличием ментального и других тонкоматериальных планов бытия в целостной многоуровневой картине мира и искать новые подходы к его познанию мироздания. Глобальная системная концепция развития устойчивого общества должна быть основана на изучении мироздания с новых позиций, должна учитывать внешние и внутренние связи, энергообменные процессы между звеньями сложной системы: между конкретным человеком и человеческим сообществом, между человечеством и биосферой планеты, между планетой и Вселенной на разных уровнях бытия: физическом, космическом (астральном и ментальном), а также высших духовных.

В настоящее время, когда во многом утеряны духовные и нравственные ориентиры, трансформация общества невозможна без изменения сознания каждого конкретного человека, его мировоззрения на мироустройство, без соблюдения космических законов (нравственных принципов) относительно человека, планеты и Вселенной. Достойный вклад в реализацию новой цивилизационной задачи по формированию принципов развития устойчивого общества и воспитанию человека с новым мировоззрением на мироздание могут вносить универсальные научные библиотеки, создавая базы данных о перспективных направлениях в естественных и гуманитарных науках, о прорыве науки в параллельные тонкие миры, о новой модели структуры Вселенной, об энергообменных процессах в живых системах, о потенциальных возможностях человека-венца природы и о необходимости выполнения космических (нравственных) законов для реализации творческого потенциала человека, расширения его сознания и сохранения физического здоровья (своего и потомков).

>
Hosted by uCoz