Черных О.В.

МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ ОБМЕН КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Межбиблиотечный обмен документно-информационными ресурсами является одной из распространенных и значимых форм в динамике социокультурной коммуникации. Присущими библиотеке средствами он способствует диалогу культур. В этом процессе происходят изменения культурных образцов социальной организации и моделей социального действия, систем ценностей и типов мировоззрения, становления новых форм культуротворчества и образа жизни.

В процессе межбиблиотечного документно-информационного обмена услуги предоставляются пользователям, которые могут быть культурно-этнически неоднородными: это обусловливается принятыми базовыми ценностями и разным уровнем культуры. Информация, которой располагают библиотеки, будучи основой жизнедеятельности современного общества, обеспечивает развитие общих цивилизационных процессов. Наши библиотеки стремятся участвовать в формировании как единого информационного пространства, так и обществ, исповедующих принципы духовности и гуманизма. Подобный подход прокладывает путь к культурному сотрудничеству, межкультурной коммуникации разных стран и народов, к диалогу исторически сложившихся культур.

Библиотеки сознательно стремятся к освоению инфосферы с целью раскрепощения интеллектуальных, духовных и творческих способностей человека, их гармонизации в формировании личности.

Как социальный институт общества, библиотека средствами межкультурной коммуникации расширяет условия оказания информационных услуг. Электронные средства связи, ликвидировав временно-пространственные барьеры, объединили людей в знании о мире. Сеть электронных средств коммуникации предполагает возможности свободного доступа к информации, удовлетворения информационных потребностей пользователей с привлечением всех ресурсов.

Логика процесса межкультурной коммуникации требует перехода от понимания потребления информации как рационального использования её для гуманистического развития человечества к достижению более высокого уровня общей культуры. Обеспечивая своей открытостью педагогический аспект диалога, библиотека определяет круг внешнего влияния на читателя, связанного с традицией культурной среды других стран. Влияние на читателя в процессе библиотечной коммуникации двойственно: с одной стороны, оно способствует взаимодействию традиционных форм культурной идентичности, с другой, – помогает инновационной деятельности и освоению уникального поля межкультурных экспериментов.

Отличие диалога, обеспечиваемого коммуникативными процессами межбиблиотечного обмена от функционально-технологического сотрудничества библиотек, состоит в месте этих процессов относительно достижения цели. При этом: цель связана с предназначением библиотеки; средства, используемые для достижения такой цели, включают в качестве постоянно обновляемого компонента соответствующие технологии.

Hosted by uCoz