Чачко А.С.

ТЕОРИЯ БИБЛИОТЕКИ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО (АКСИОЛОГИЧЕСКОГО) ПОДХОДА

Теория библиотеки, рассматривающая свой объект с позиций ценностного подхода, включает анализ гуманитарных проблем (предназначения библиотеки) и технологических проблем (способов реализации предназначения библиотеки). Тенденции размывания смыслов цели и средств развития библиотеки усугубляются попытками отождествить новую компьютерно-телекоммуникационную технологию с новой философией библиотеки. Но известно, что университет и английский без словаря не заменили культуру. У кого её нет, тот не определит границы технологии.

В советском библиотековедении методологические задачи десятилетиями решались в рамках единого учения. В начале 80-х гг. ХХ в. появились библиотековедческие концепции, имеющие авторские основания: структурно-функциональный анализ библиотеки (Ю.Н. Столяров) и социальный анализ библиотеки как общественного института (В.Р. Фирсов). Указанные исследования упорядочили и обобщили накопленный научный материал, обладали прогнозным потенциалом и методологическим значением для библиотековедения в целом, многократно цитировались. В связи с критикой командно-административной системы социальные вопросы (библиотека как социальный институт) некоторое время оставались в тени, пока не обнаружилось их современное звучание и значение. Технологическая проблематика приобретала всё большую популярность.

Радикальные культурно-цивилизационные сдвиги и преобразования, заметные в мире с 60-х гг. ХХ столетия, предстали перед нами в статусе догоняющей модернизации, весьма противоречивой, порой противоречащей предназначению библиотеки. Принимая почти безоговорочно прагматичные экономические и технические предложения западной цивилизации, библиотековеды как бы не замечали предостережений западных мыслителей-гуманистов, прошедших ранее тот путь, который ныне нами преодолевается. Следует заметить, что накануне ХV Всемирного философского конгресса, где проблема человека обозначалась центральной, осознавалось, что борьба с психологизмом оборачивалась пропагандой бездуховности, пренебрежением традицией связного мышления. Признанные ценности долга, добра, чести, собственного достоинства игнорировались. Внедрение поначалу рыночного подхода в культуре, в библиотеке как средства для выживания, привело к самоутверждению одних категорий населения за счёт других, напоминая времена “золотой лихорадки” раннего капитализма.

Два года, прожитые в ХХІ в., позволяют систематизировать не только наблюдения и опыт, но и материалы критического анализа тенденций в науке. В ежегодных сборниках трудов международной конференции кафедры библиотековедения МГУКИ опубликованы обоснования важных концепций теории библиотеки: социализации молодёжи (Ю.П. Мелентьевой); библиотечно-информационного обслуживания (М.Я. Дворкиной); профессионализации кадров (А.И. Каптерева); документоведения (Ю.Н. Столярова); социальной информатики (А.В. Соколова); библиотековедения как фундаментального объекта теории (В.П. Леонова); информационных коммуникаций библиотек (В.В. Скворцова); технологических коммуникаций (Н.И. Пилко).

Подходов, концепций, моделей становится всё больше, поскольку учёные стремятся обосновать свои взгляды. Реакция научного сообщества не предполагает агрессии и даже раздражения по этому поводу. Существует предложенный ещё в 60-х гг. ХХ в. Т.Куном общепризнанный в мире механизм согласования позиций исследователей методом консенсуса большинства учёных, их консолидации вокруг избранного образца (парадигмы). Наиболее достижимо такое согласие на платформе приемлемых ценностей (этических, научных, профессиональных).

Рассматривая библиотеку как духовный, культурно-цивилизационный феномен, явление, имеющее много ипостасей, но общую цель сохранения и распространения культуры в самом широком смысле этого понятия, включая развитие человека, логично использовать лексику приподнятого стиля: “предназначение”, “служение”, “призвание”, “миссия”. В этом случае мы вводим в комплекс “теория библиотеки” методологию баланса (и соподчинённости) гуманитарных и технологических компонентов.

Предложенная кафедрой библиотековедения на 2003 г. тема научной конференции МГУКИ позволяет обсудить методы консолидации гуманитарных и технологических проблем на основе системы ценностей, исповедуемых большинством исследователей.

Эта задача важна и для фундаментализации подходов к специальному образованию как содержательному, а не только организационному процессу.

Hosted by uCoz