Баранов В.М.

ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СВОБОДЫ К КОЛЛЕКТИВНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ РАБСТВУ

1. Знания

Следует проводить различия между “знанием”, “смыслом слова” и “информацией”.

Знания, получаемые непосредственным восприятием действительности, называют непосредственным знанием.

Непосредственные знания – многообразны. Это знания: получаемые путем внешнего восприятия; получаемые через внутренние переживания (телесные или душевные); знания-мысли; знания, доставляемые интуицией; знания, доставляемые инстинктом; знания, получаемые вследствие пересечения биополей.

Опосредованные знания известны в трех формах: устная вербализация; письменная вербализация; рисуночные формы, схемы, графики, диаграммы, чертежи.

Особые виды непосредственного знания, предъявляемые с помощью вербализации

К ним относятся словесные композиции, не имеющие коммуникативного назначения, это: молитвы, заклинания, специальные словесные формулы, направленные на создание определенных внутренних состояний; поэзия или, лучше сказать, некоторые виды поэтических самореализаций, не предполагающих воздействия на других людей; юмор, хотя имеющий, или предполагающий коммуникацию, тем не менее, не вызывающий у слушателя желание проверить словесное сообщение на истинность.

2. Слово – устное и письменное.

В весьма упрощенном понимании, устное слово – это звукосмысловая пара. Одна ее часть – сигнальная, звуковая; вторая – смысловая. Письменное слово – это графо-звуко-смысловая триада. Две вторые части у него как в устном слове. Первая часть – графическая, воспринимаемая зрительно.

3. Информация

Информация – это смысловая часть слова, активизированная с помощью внешнего сигнала. Информация становится знанием при наличии определенных условий. Прежде всего, она должна быть достойной доверия, т. е. быть достоверной.

Информацию, как явление, следует отличать от смысла слова, как такового, и от непосредственного знания.

4. Процесс общения

В процессе общения люди, подобно другим живым существам, включают в действие все каналы восприятия непосредственного знания, о которых шла речь выше. Однако в ходе эволюции, постепенно, человек начинает убедительно опережать своих меньших братьев в использовании вербальных каналов восприятия знаний. На первых этапах устного речевого общения его участники имеют возможность воспринимать друг друга со всеми особенностями их внешнего облика: интуитивно, инстинктивно, мысленно, эмоционально переживать, чувствовать и реагировать на него.

Подобная ситуация сохранялась в течение веков и веков до тех пор, пока в канале вербального общения не возникли письменность и документы.

Информация в силу ее коммуникативного происхождения и связи со смыслом слова по самой своей природе предполагает возможность манипулирования сознанием индивида.

Средства манипуляции сознанием индивида явно идут по нарастающей линии: изобретение письменности, документа, газет, журналов, книг, радио, телевидения, видео, магнитофонов, компьютеров, голографии. Они, несомненно, выдвигают информацию в один из весьма могущественных факторов воздействия на сознание человека и ограничивающих его непосредственные контакты с действительностью. Доля непосредственного знания стремительно сокращается по сравнению с объемом вербально-документированной информации в знаниевом оснащении человека.

Из реального мира современный человек все глубже уходит в виртуальный мир, в котором возможности манипулирования резко возрастают в связи с возможностью, например, внедрения в каналы телевизионного вещания информации с высокой частотностью повторения.

Hosted by uCoz