Быковская О.В. 
К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

          Компьютеризация, охватившая практически все области человеческой деятельности, не остается без пристального внимания и со стороны вузовских библиотек. Создание электронных каталогов, веб-сайтов, электронных изданий – далеко не весь перечень направлений их деятельности. Иногда обычные учебники преобразуют в электронную форму, тем более что это не слишком сложно при наличии современных устройств ввода текста, таких, например, как сканеры. 
Но резонно ли это?
            Как показывает практика работы со студентами дневного, вечернего и заочного отделений МГУКИ, подавляющее число обучающихся предпочитают использовать для самостоятельной работы документы, представленные в печатной форме, нежели в электронном виде. Это обосновано тем, что печатные издания можно использовать в любой удобной обстановке. Чтение же электронных изданий требует наличия компьютера, имеющегося в наличии далеко не у каждого студента. Таким образом, электронные ресурсы доступны общей массе либо в учебных аудиториях, либо в библиотеках. Существует ряд психофизиологических факторов, благодаря которым процесс освоения материала идет значительно легче, если существует возможность прервать его в любой момент и вернуться к незаконченной части в любое удобное время, что с печатной продукцией удается делать намного проще, чем с использованием электронного документа.
        Подобный подход вузовских библиотек вполне оправдан, если речь идет об учебниках и учебных пособиях, которые или не переиздаются или имеются в очень ограниченном количестве экземпляров, недостаточных для обеспечения учебного процесса. Однако если сотрудники библиотек, в целях экономии целенаправленно не приобретают нужное количество экземпляров, то данный подход, на наш взгляд, не оправдан, так как основная задача вузовских библиотек – содействие учебному процессу, а не создание дополнительных препятствий.
Все вышесказанное не относится к учебникам, разработанным именно для использования в электронном виде, например, имеющим гипертекстовую основу или мультимедийную форму. Такие учебники, зачастую красочно иллюстрированные, с наличием видеоряда, звука усваиваются студентами с гораздо большим интересом, что повышает уровень восприятия и усвоения. Из подобных учебников очень удобно делать рефераты, выделяя основные моменты и комплектуя их в отдельный документ, чего не позволяет обычная книга. В электронные учебники легко вносить изменения, что позволяет поддерживать учебный материал в актуальном состоянии. 
        Долгое чтение документов в электронном виде, безусловно, приводит к усталости, с одной стороны, но, с другой, именно свойства электронного документа, позволяют просматривать его с настройкой шрифта, увеличением, уменьшением, разбивкой текста для более удобного восприятия, что особенно важно для людей с ослабленным зрением.
Тенденция перевода печатных изданий в электронную форму не всегда оправдана, особенно, когда речь идет об учебниках, отражающих фундаментальные знания. Поэтому оптимальным вариантом комплектования вузовской библиотеки было бы наличие как печатной, так и электронной формы учебного материала. 
Hosted by uCoz