Езова С.А.

ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ БИБЛИОТЕКИ

“Имидж” – понятие собирательное; в зарубежной и отечественной имиджеологии существует многообразие интерпретаций его составляющих. Многие специалисты считают, что внешний вид человека – главный компонент его имиджа, тем более для работника, занятого в сфере обслуживания, общения. Психологи полагают, что в течение первых трех-пяти секунд знакомства формируется представление о партнере по общению, на основе которого развивается тактика и стратегия взаимоотношений. И в этом важную роль играет восприятие внешнего вида человека.

В последние два десятилетия в связи с изучением в библиотековедении различных аспектов профессионального общения исследователи стали обращать внимание на изучение составляющих имиджа: личностных качеств библиотекарей, эстетических норм, культуры общения, роли языка телодвижений в поведении и др. Однако не получила еще должного осмысления среди библиотечных специалистов в формирующейся библиотечной имиджеологии значимость такой составной имиджа, как внешний вид личности.

Потребность библиотекаря самовыразить себя, раскрыть индивидуальность реализуется прежде всего в его внешнем облике. Успешность самопрезентации руководителем своей самодостаточности, высокой самооценки, авторитетности, влиятельности обусловлена и выбором стиля одежды.

Это обусловило значимость и актуальность исследования, проведенного дипломницами ВСГАКИ (руков. С.А. Езова) в 1999–2000 гг., в котором сделана попытка выявить стили и уровни имиджа, которых придерживаются руководители библиотек.. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что положительный образ руководителя библиотеки влияет на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников библиотеки, на создание благоприятного психологического климата в библиотеке, на повышение имиджа библиотеки, профессии библиотекаря в глазах пользователей, представителей общественных организаций, спонсоров и т.д.

Исследование проведено по анкете “Просмотр своего имиджа” и тесту На достойном ли уровне ваш имидж”. Результаты опросов корректировались данными наблюдений за опрашиваемыми в процессе исследования по основным параметрам внешнего вида руководителей, отраженных в анкете и тесте, и характеристикам стилей имиджа. Объектами исследования явились директора библиотек и заведующие ряда отделов НБ Республики Бурятия (8 человек), областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина (9 человек), вузовских библиотек (38 человек), ЦГБ г. Улан-Удэ (6 человек), ГРЮБ г.Улан-Удэ (5 человек) (около 70 респондентов).

У опрошенных было выявлено следующее соотношение трех уровней имиджа: к первому уровню, т. наз. завершенному, относится всего 10% специалистов, он предполагает, что с их имиджем полный порядок, специалист знает, что нужно ежедневно производить хорошее впечатление, для чего следует применять определенные усилия.

68% имеют второй (незавершенный) уровень имиджа, он свидетельствует о том, что специалист не верно планирует стратегию своего продвижения по службе, выглядит утомленным.

У 22% опрошенных третий уровень имиджа, мешающий карьере. Специалист не осознает, что производит неблагоприятное впечатление. Этот уровень имиджа имеют в основном руководители зрелого возраста, преимущественно руководители отделов.

На вопросы теста “Просмотр своего имиджа” получены данные, которые подтверждают предыдущие результаты и убеждают в их достоверности. Отличный имидж выявлен у 10% руководителей; неровен имидж у 40%, по некоторым параметрам он неплох, а по некоторым – неудовлетворителен; 28% являются обладателями посредственного имиджа и у 22% библиотекарей имидж губителен и для карьеры и для личности.

Недостаточно времени (менее 15 мин.) тратит на свой внешний вид по утрам 44% библиотекарей, не учитывают роли сережек в облике деловой женщины, не носят их на работу 48%, о прическе заботится только 54%, еженедельно делает маникюр 46%, макияж делают 86%, а в течение дня его поправляют только 62%; только одна треть опрошенных носит пояса к юбкам и т.д.

Исследование выявило, что руководители придерживаются преимущественно делового (классического) или пассивно-женственного стилей.

У трех сотрудников наблюдался консервативный стиль, его приверженцы используют в одежде ахроматическую гамму цветов; в фасоне их одежды, прическе, макияже, бижутерии отсутствовало веяние моды.

Классического стиля придерживаются 48% руководителей, которые занимают ведущие посты в библиотеках (руководители, заместители и некоторые заведующие отделов, секторов крупных библиотек).

40% руководителей предпочитают пассивно-женственный стиль. Наблюдается и смешение стилей

Таким образом, основываясь на результатах исследования, можно сделать вывод, что имидж многих руководителей библиотек нуждается в совершенствовании.

Hosted by uCoz