Шапошников А.Е.

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРАВАХ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Лица с ограниченными возможностями, как и все граждане, имеют право на свободный доступ к информации, на обеспечение равных возможностей для свободного духовного развития.

Права инвалидов на равный и свободный доступ к информации получили отражение во многих международных документах.

Идеи равного и свободного доступа к информации, общедоступности библиотечного обслуживания признаны большим числом государств. Они характерны и для правового поля библиотечного дела в России. Правовые нормы, относящиеся к лицам с ограниченными возможностями, были определены в отечественном законодательстве в Федеральном законе “О библиотечном деле” (1994). Принципиально важным представляется положение о том, что в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. “Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения...” (статья 14). В Федеральном законе устанавливается, что “слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках” и что “пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или вне стационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ” (статья 8, пункты 2,3).

Исключительно важное значение для ресурсного обеспечения деятельности библиотек для слепых имеет Федеральный закон “Об обязательном экземпляре документов” (1994). В соответствии с этим законом производители документов направляют по два обязательных бесплатных экземпляра изданий для слепых, в том числе “говорящих книг”, в Российскую государственную библиотеку для слепых в течение двух дней после выхода в свет первой партии тиража (статья 9). На РГБС возлагается комплектование обязательного бесплатного экземпляра изданий для слепых, его регистрация и учет, обеспечение его сохранности и использования, а также контроль за полнотой и оперативностью его доставки (статья 18), постоянное хранение (статья 19).

В упомянутых законах определены только общие положения, относящиеся к компетенции федеральных органов власти. Детальные правовые нормы следует искать в законах о библиотечном деле и обязательном экземпляре документов, принятых в субъектах Российской Федерации.

В практической работе библиотек следует учитывать также Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” (1993, измен, и доп. 1995), который разрешает без согласия авторов и выплаты авторского вознаграждения “воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения” (статья 19). Такое использование произведения допускается при условии обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Значим для библиотечного обслуживания лиц с ограниченными возможностями и закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (1995). В настоящее время библиотеки довольно часто прибегают к помощи благотворительных фондов и других организаций, которые оказывают им духовную и материальную поддержку (жертвуют книги, представляют средства на оборудование, принимают участие в проведении массовых мероприятий и т.п.).

Наряду с вышеуказанными законами в практической деятельности библиотек по обеспечению прав особых групп пользователей необходимо применять и подзаконные акты (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства культуры РФ и других министерств и ведомств). В регионах – субъектах Российской Федерации действуют, помимо общероссийских, также акты, изданные соответствующими органами государственной власти и управления.

К нормативно-правовым документам, определяющим условия, в которых производится библиотечное обслуживание инвалидов, относятся почтовые правила, предусматривающие бесплатную пересылку изданий для слепых. Бесплатная пересылка бандеролей с вложением изданий с выпуклыми знаками для слепых, независимо от вида (простые, заказные, ценные) и способов отправки этих бандеролей (воздушным или наземным транспортом) установлена в нашей стране с1960 г. (до этого они пересылались по льготному тарифу). С 1968 г. была введена бесплатная пересылка слепыми бандеролей с вложениями магнитофонных записей “Говорящая книга” для слепых. Однако эта льгота устанавливалась только для инвалидов-слепых и не распространялась на учреждения и организации, которые рассылали “говорящую книгу” инвалидам-слепым. С 1992 г. это ограничение было снято. В настоящее время все издания для слепых, включая и “говорящие книги”, рассылаются по почте бесплатно.

Дальнейшая работа над федеральным законодательством в области библиотечного обслуживания инвалидов и других наименее социально защищенных лиц, групп населения проводится по линии усиления норм, защищающих права лиц с ограниченными возможностями. О необходимости такого усиления говорится в рекомендациях по результатам парламентских слушаний “О библиотечном обслуживании населения Российской Федерации” (1998).

Hosted by uCoz