Фунтикова С.П.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ
РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕК
ЛИТЕРАТУРОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Россия прошла сложный путь формирования отношения к религии и чувствам верующих.

До 1917 г. крупные публичные и академические, так же как и православные библиотеки находились в благоприятных условиях, пользовались государственной поддержкой. Социалистический строй привел к постепенному искоренению библиотек религиозных конфессий. Некоторое время после Октября 1917 г. действовали учреждения православной церкви и библиотеки при них, но с каждым годом их становилось меньше. Книжные коллекции православных библиотек передавались в государственные музеи или библиотеки, но большая часть документов, как верно подметил В.Н. Перетц, представляющая собой “…ценнейшие памятники литературы”… затерялась, “…разойдясь по рукам”. Были подорваны основы существования православных библиотек: сведен до минимума выпуск православной литературы, закрыты издательства, типография Московской патриархии потеряла право распространять свои издания среди широких слоев населения.

В отношении к пропаганде, связанной с религией, государство исходило из приоритета антирелигиозной пропаганды. Например, в Ст. 52 Конституции СССР 1977 г. говорилось, что гражданам СССР “гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду”. Антирелигиозную пропаганду взяли на себя идеологические отделы Коммунистической партии. И хотя речь идет о праве граждан, не стоило заблуждаться на этот счет. Фонды государственных библиотек соответствовали задачам государства.

90-е гг. ХХ в. в России стали временем не только демократизации общественного строя, изменения политической и социальной сущности государства. Произошли радикальные изменения в отношении к религии. В 1990 г. Ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г. получает новую редакцию. В ней говорится, что гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. В это же время был принят Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий”, в целом имевший положительное значение в обеспечении прав и интересов верующих, в восстановлении подобающей роли конфессий в духовной жизни общества и нормализации отношений государства с ними.

Принятие “Основ законодательства Российской Федерации о культуре” (1992 г.) положило начало компании передачи во владение религиозным организациям их прежней собственности, в том числе книжных коллекций. Держатели этих коллекций – национальные библиотеки, универсальные научные библиотеки, крупнейшие университетские библиотеки страны – создавали условия для хранения, при которых ценные памятники книжной культуры, являющиеся одновременно и музейными ценностями, изучались и являлись объектами исследования ведущих специалистов – историков, историков книги, филологов. Так, часть фондов православной литературы, появившаяся в государственных библиотеках в революционные, послереволюционные годы и в конце 50-х – начале 60-х гг., представляющая собой коллекции редких книг и книжных собраний постепенно стала передаваться в институты православной церкви.

Совершенствование и развитие библиотек, важной социальной задачей которых становится утверждение духовно-нравственных ценностей, а также восстановление подвергшихся девальвации основ национальной культуры, базируется на государственной политике. Она выражается в Конституции (в Ст. 1 провозглашено, что Российская Федерация – светское государство, в Ст. 2 – “религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”, в Ст. 28 – “каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими, любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”). В “Федеральном законе о библиотечном деле” в Ст. 12 указывается, что “библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие”. Этим же законом запрещается любая цензура, ограничивающая права пользователей на свободный доступ к библиотечным фондам.

В тот период в деятельности публичных библиотек начала ярко проявляться гуманистическая позиция. В некоторых из них стали создаваться фонды религиозной направленности. Анализ деятельности библиотек, например, “Библиотеки св. равноапостольных Кирилла и Мефодия” (г. Жуковский Московской области), “Библиотеки историко-духовного возрождения” (филиал ЦБС г. Владимира), “Краснодарской православной библиотеки св. равноапостольных Кирилла и Мефодия”, “Библиотеки православной культуры “Благовест(г. Киров), а также крупнейших национальных библиотек, ВГБИЛ, областных универсальных научных библиотек, университетских, юношеских, детских и др. выявил особенности комплектования их фондов. Организация этих фондов основывается на принципах селективности, координации. Однако наряду с ними, основным принципом следует считать принцип толерантности в его современном обозначении (выдвинут Н.А. Рубакиным как “принцип терпимости чужим мнениям”). Этот принцип соответствует современному российскому законодательству и отвечает общественному предназначению библиотек. Ряд других российских законов, направлен на развитие общего принципа толерантности, дающего основу идейной деятельности библиотек. Как основополагающий в образовании, культуре, науке, этот принцип получил свое развитие в международных документах гуманитарной направленности. Так, в “Декларации принципов толерантностиуказывается, что “толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и религиозных убеждений”.

В многоконфессиональной России сосуществование различных духовных традиций – объективная реальность, и публичные библиотеки являются базой для свободного и открытого диалога национальных культур региона, они играют конструктивную роль в распространении ценностей толерантности.

В настоящее время действует Федеральный закон “О свободе совести и религиозных объединениях” 1997 г. (с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г.), значимость которого трудно переоценить для развития фондов российских библиотек с точки зрения рассматриваемого вопроса. В Законе указывается: “Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон”.

Следовательно, в преамбуле Закона признается особая роль православия в истории России, поскольку оно является религией основной государствообразующей нации и всегда участвовало в укреплении Российского государства. Вместе с тем в нем засвидетельствовано уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Это не “ранжирование” религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями (верованиями).

Далее, государство свойственными ему средствами создает условия нормальной деятельности религиозных объединений. В частности, в Ч. 3 Ст. 4 Закона установлено, что государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ “Об образовании”.

Таким образом, в Российской Федерации созданы необходимые правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью реализации права на свободный доступ к православным библиотечным фондам. Библиотечные фонды – свидетельство государственной культурной политики. Российские и международные законы дают библиотекам правовую основу формирования фондов религиозной направленности.

Hosted by uCoz