Пранулис Ю.В.

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ

На протяжении последнего десятилетия централизованная библиотечная система “Кунцево” проводила активную работу в области регионального и международного сотрудничества. Целью этой деятельности стало налаживание деловых контактов с библиотеками, России и зарубежных стран, информационный обмен, предоставление доступа к международным информационным ресурсам. В 1995 г. в структуре Центральной библиотеки № 193 им. А Ахматовой был организован отдел региональных и международных связей, внедрен ряд программ по международному сотрудничеству. В своей работе отдел тесно сотрудничает с отделом библиотечного маркетинга, так как успешному развитию региональной и международной деятельности во многом способствует использование приемов и методов маркетинга, а также маркетингового инструментария (“паблик рилейшенз”, реклама и т.д.).

В целях изучения опыта лучших зарубежных библиотек сотрудники ЦБС посетили ряд библиотек США, Германии, Франции, Финляндии, Венгрии, Израиля. Во время профессиональных стажировок происходит знакомство с методикой и формами работы, внедрением новых технологий и автоматизацией библиотечных процессов. Многие позитивные элементы деятельности зарубежных библиотек нашли отражение в работе ЦБС “Кунцево”. В частности, при подготовке и оформлении библиотечной документации, такой, как ежегодные планы и отчеты ЦБС, используется зарубежный опыт. В публичных библиотеках Германии, Финляндии планы и отчеты предназначаются для ознакомления широкого круга общественности с перспективными задачами, направлениями деятельности библиотеки в предстоящем году или являются отчетом о проделанной работе перед населением. Подобный документ призван продемонстрировать социальную значимость библиотеки. Зарубежные планы и отчеты включают в себя наиболее интересные, масштабные библиотечные мероприятия, готовятся в виде печатного иллюстрированного издания, сопровождающегося графиками, таблицами, данными маркетинговых исследований. Подготавливая планы и отчеты о своей деятельности, ЦБС “Кунцево” предназначает эти документы не только властным структурам, но и широкому кругу общественности.

Организация PR является наиболее заметной частью маркетинговой коммуникации и способствует популяризации библиотечной деятельности в целом. Библиотеки ЦБС “Кунцево” стремятся к поддержанию образа, гарантирующего профессионализм и эффективность. Большое значение имеют такие формы профессионального общения как брифинг, пресс-конференция. Примером успешной организации подобных мероприятий может служить деятельность ЦБС “Кунцево в рамках программы “Книги для Германии”. В рамках данной программы были организованы отделы литературы на русском языке в городских библиотеках Кельна, Штутгарта и Берлина. В России и Германии администрация ЦБС “Кунцево” проводила ряд пресс-конференций, приглашая для участия в них российских книгоиздателей, представителей СМИ, немецких коллег-библиотекарей. В процессе проведения пресс-конференций, объяснялись цели и задачи программы, популяризировалась деятельность ЦБС “Кунцево”.

Реклама является важным инструментом маркетинга. В библиотеках ЦБС “Кунцево” используются различные виды рекламы. Основываясь на опыте французских библиотек, был разработан рекламный подарочный набор. В него входят: визитная карточка библиотеки, библиотечный буклет, авторучка, брелок. Все эти предметы украшены логотипом ЦБС и определяют ее фирменный стиль. Рекламный комплект – еще один способ привлечения внимания к библиотеке.

Проводимые сотрудниками отдела библиотечного маркетинга исследования способствуют изучению рынка информационных продуктов и расширению ассортимента библиотечных услуг ЦБС. В 2001 г. пользователям Центральной библиотеки № 193 им. А. Ахматовой была предложена новая услуга отдела искусств – графотека. Графотека – это собрание постеров (печатных копий графических и живописных работ). Идея создания графотеки зародилась несколько лет назад, во время посещения германских библиотек группой сотрудников ЦБС “Кунцево”. Необычное собрание произведений живописи и графики оригинального способа печати в Городской библиотеке Штутгарта покорило своей красотой и простотой организации. Наравне с другими библиотечными материалами произведения графотеки выдавались во временное пользование всем желающим.

Открытию графотеки в ЦБС “Кунцево” предшествовал маркетинговый анализ запросов пользователей, изучался рынок графической продукции, формировалась электронная картотека на произведения печатной графики, создавалась нормативно-правовая база по организации деятельности отдела искусств. Основной задачей организации графотеки явилось привлечение в библиотеку новых пользователей, а также инициирование интереса к произ-ведениям живописного искусства.

С 1994 г. ЦБС “Кунцево” является членом ИФЛА и принимает участие в ее ежегодных Генеральных конференциях. Опыт работы в международных организациях и участие в конференциях, таких, как, крымская конференция “Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире”, конференция по новым информационным техно-логиям “On-line information conference” в Лондоне имеют большое значения для развития деятельности ЦБС.

Итогом сотрудничества с Французским, Британским культурными центрами, Институтом имени Гете в Москве явились совместные семинары и научно-практические конференции по библиотечному делу.

Библиотеки ЦБС “Кунцево” ежегодно принимают гостей из зарубежных библиотек. В ходе деловых встреч устанавливаются профессиональные связи в сфере библиотечной деятельности, а также в области культурного и информационного обмена, способствующие успешному развитию международной деятельности ЦБС “Кунцево”. К сожалению, в учебном курсе “Библиотечный маркетинг” не разработан вопрос о влиянии маркетинговой деятельности на развитие международных библиотечных связей.

Hosted by uCoz