Поздеева Н.Е.

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
БИБЛИОТЕК В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

Системная перестройка российского общества обусловила становление в нашей стране новой культурной модели, которая привела к нарушению отлаженной системы взаимодействия библиотек и общества. В этих условиях одной из важнейших и малоисследованных проблем оказывается вопрос о характере и направлениях трансформации существующих моделей публичных библиотек, которые были выработаны исторически каждым локальным сообществом и находятся во взаимосвязи с местными социально-экономическими условиями.

Осмыслить изменения, произошедшие с массовыми библиотеками в последнее десятилетие ушедшего века, понять требования к ним современной науки и общества, спрогнозировать перспективы их дальнейшего развития возможно только с позиций системного подхода, учитывающего как внешние управляющие параметры, так и диалектику развития самих объектов исследования.

Избранная тема исследования требует особого аспекта системного подхода – системно-коммуникационного, нацеленного на изучение библиотек во взаимодействии с внешней средой.

Одним из важнейших аспектов внешней социально-экономической среды, определяющих формирование разнообразных организационных моделей библиотек является социокультурное пространство муниципального образования, выступающее по отношению к библиотекам метасистемой. Поэтому представляется бесспорным тот факт, что система изначально во многом детерминирована потребностями метасистемы, которая формирует различные целевые и ценностные ориентации библиотек, финансовые и материально-технические ресурсы, кадровый потенциал и контингент пользователей. Непрерывно оказывая влияние на библиотеки, изменения в муниципальной социокультурной среде вынуждают их перестраиваться, воспринимать или нейтрализовать эти воздействия, служат постоянным источником возникновения противоречий, которые приводят или к разрушению системы, или к ее развитию. Гармонические отношения между системой “муниципальные библиотеки” и системой-источником существования возможны только в том случае, если внутреннее разнообразие системы соответствует внешнему разнообразию социокультурной среды.

Дифференциация муниципальных библиотек является отражением дифференциации включающего их социокультурного пространства. Для того чтобы сохраниться, каждый элемент системы должен либо территориально отдалиться от тождественных ему элементов, либо изменить способ существования. Поскольку фиксированные рамки социокультурной среды муниципального образования не позволяют большинству библиотек дистанцироваться друг от друга, они начинают менять свои функциональные качества.

Логика диалектического подхода объясняет появление в последнее десятилетие большого количества профилированных филиалов. Наиболее интересные изменения происходят с центральными библиотеками муниципальных образований, поскольку они являются более сложными полифункциональными структурами. Элементы существовавшей ранее системы “центральная библиотека” приобретают разные условия и возможности для развития. Одни из них оказываются в более выгодных условиях, чем другие. Наиболее перспективными в развитии становятся те элементы, функции которых соответствуют потребностям высшей системы.

Дифференциация элементов меняет связи между элементами, что в дальнейшем может привести к полному преобразованию одной системы в другую. Старые и новые связи отражают развитие в одной системе различных подсистем. Их наличие порождает большое количество противоречий между их функциями и принципами обмена. Метасистема “социокультурная среда муниципального образования” принимает активное участие в управлении развитием противоречий. Благоприятные условия развития могут стимулировать процессы преобразования, проходящие в библиотеке. Негативные замедлять прогрессивный ход развития реформ и продлять его на неопределенно долгое время.

Таким образом, являясь метасистемой по отношению к муниципальным библиотекам, социокультурная среда муниципального образования определяет внешние управляющие параметры, влияющие на развитие муниципальных библиотек; она формирует разнообразные модели и структуры библиотек, стимулируя приоритетное развитие некоторых функций; задает темпы развития библиотек, управляя развитием возникающих противоречий, поэтому изучение муниципальных библиотек возможно только в контексте развития социокультурной среды региона.

Hosted by uCoz