Пашин А.И.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ – КЛЮЧ К УСКОРЕНИЮ

МОДЕРНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Современный этап развития библиотечного дела характеризуется переходом на новые условия экономических отношений, внедрением новых информационных технологий, развитием широких связей с зарубежными библиотечно-информационными учреждениями и профессиональными организациями, все более высокими требованиями пользователей на доступ к информации и культурным ценностям.

В связи с этим возрастают требования к руководителям библиотечного дела, библиотек, специалистам. Сегодня они должны быть высокими профессионалами, знать новые условия библиотечно-информационной деятельности, новые технологические процессы, владеть наукой управления, экономическими знаниями, трудовым и библиотечным законодательством. Библиотечные кадры должны быть подготовлены к использованию ЭВМ, новых носителей информации, электронных средств связи, т.е. отвечать современным задачам, характеру и содержанию труда.

За последние годы несколько повысился уровень библиотечных кадров. По сравнению с 1990 г. доля специалистов с высшим библиотечным и не библиотечным образованием увеличилась с 32,7 до 38,3 процента, а число специалистов со средним специальным образованием возросло с 44,1 до 45,5 процента. В то же время число специалистов в муниципальных библиотеках растет крайне медленно. Наблюдается неравномерность обеспечения различных регионов специалистами высшей и средней квалификации.

К сожалению, в настоящее время недостаточен обмен информацией между различными уровнями управления библиотечным делом по кадровым вопросам. Во всех справочных изданиях даются очень скупые показатели, характеризующие библиотечные кадры: общее число библиотечных работников, в том числе на селе, количество специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование, число библиотекарей, имеющих стаж работы менее трех лет.

Думается, что сейчас, в условиях модернизации библиотечного дела было бы полезно разработать систему изучения состояния дел с кадрами библиотечной отрасли. Выяснить, сколько в библиотеках Российской Федерации в целом, в регионах, в муниципальных библиотеках работает специалистов библиотечной профессии с высшим и средним специальным образованием, сколько специалистов других профессий.

На наш взгляд, наступило время ввести в практику работы органов управления библиотечным делом мониторинговые исследования, которые могут дать достоверную информацию о состоянии и движении кадров, выявить имеющиеся тенденции, создать информационную базу управления человеческими ресурсами отрасли.

Мониторинговые исследования позволят установить соответствие кадров задачам модернизации библиотечного дела, определенным в Федеральной целевой программе “Культура России /2001–2005 годы”, создать информационную базу для принятия решений в области подготовки кадров, их специализации и повышения квалификации, рационального использования имеющихся специалистов в связи с внедрением новых технологий, развитием функций библиотек, изменением структуры библиотечно-информационных учреждений.

Исследования позволят получить информацию: о числе специалистов с высшим и сродним библиотечным образованием; числе специалистов других областей знаний, работающих в библиотеках: педагогов, психологов, социологов, юристов, экономистов, менеджеров, специалистов в области электроники, программистов и т.д.; о том, каких специалистов не хватает сейчас и какова потребность в них в перспективе; о числе библиотечных работников, прошедших переподготовку в течение последних пяти лет; о возрастном составе библиотечных работников; о стаже работы; текучести кадров; структуре и величине заработной платы (основной, дополнительной, надбавках), социальных гарантиях и т.п.

Анализ и обобщение итогов мониторинговых исследований позволит уяснить подлинное состояние дел с кадрами в библиотечно-информационной отрасли, выявить потребность в различных специалистах по регионам, определить перспективы развития кадров, требования к их квалификации. Мониторинговые исследования помогут разработать программу подготовки кадров, непрерывного обновления знаний библиотечных работников, их адаптации к новым условиям деятельности.

В соответствии с этим можно будет внести изменения в программы и учебные планы высших и средних специальных учебных заведений, Академии переподготовки работников культуры, искусств и туризма, других учебных центров повышения квалификации кадров.

Было бы хорошо, если бы органы управления библиотечным делом (в центре и на местах) систематически анализировали изменения, происходящие в кадровом составе, обменивались информацией, видели, как решаются эти вопросы в различных территориях, ведомствах и вносили необходимые коррективы в реализацию кадровой политики.

Hosted by uCoz