Остапов А.И., Спиридовская С.Е.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В БИБЛИОТЕКЕ

Библиотечный менеджмент, порожденный противоречивыми взаимодействиями социальных, информационных, когнитивных и познавательных процессов, был призван разрешить своим специфическим инструментарием глобальную проблему управления знаниями в библиотеке в конкурентных рыночных условиях, суть которой состоит в рассогласованности между семантико-прагматическими параметрами библиотечной памяти и коммуникативно-познавательными потребностями пользователей.

Однако решение этой проблемы сдерживается рядом факторов:

1) преобладанием в библиотечно-библиографической деятельности традиционных технологий комплектования, обработки, расстановки документов и обслуживания ими пользователей;

2) недооценкой значимости передовых технологий трансформации знаний – библиотечной инженерии знаний;

3) наличием формальных жестких бюрократических структур управления, тормозящих внедрение инноваций;

4) ориентацией преимущественно на разнообразные тактические приемы ме-неджмента;

5) отсутствием дальновидной стратегии библиотечного менеджмента и его глубокого теоретического обоснования.

Эволюция библиотечного менеджмента, как разновидности социально-информационного, показала, что развитие методологических подходов, принципов и оргструктур управления библиотекой идет от жестких, формальных, централизованных к более динамичным, децентрализованным, основанным на развитии демократии и усилении роли пользователя в управлении библиотечно-библиографической деятельностью.

Разумное и эффективное управление знаниями в библиотеке предполагает обязательный учет, “закона попеременного запаздывания (ускользания) соответствия между когнитивной структурой библиотечной памяти и коммуникативно-познавательными потребностями пользователей” (А.И. Остапов). Следствием воздействия данного закона являются разные по масштабам, множественные эффекты когнитивного диссонанса – рассогласования между необходимым пользователю знанием и неадекватным предоставлением нужного ему знания со стороны библиотеки. Отсюда острая необходимость нового когнитивного подхода. Надо предоставлять пользователю не только и не столько документы по данной теме, книги данного автора, сведения о книгах, сколько знания, почерпнутые из библиотечной памяти, которые соответствуют конкретной коммуникативно-познавательной ситуации или задаче. При этом значительно возрастет и коммерческий эффект, связанный с реализацией именно той услуги или продукта, которые адекватно восполняют знанием незнание пользователя.

Полагаем, что развитие библиотечного менеджмента в XXI в. будет идти в направлении теоретических разработок стратегий библиотечного менеджмента, а далее к обоснованию относительно новой интегральной науки – стратегического библиотечного менеджмента. Исследование развития и современного состояния стратегий библиотечного менеджмента включает три аспекта: 1. Стратегия менеджмента в управлении библиотечным делом. 2. Стратегический менеджмент в управлении библиотекой. 3. Организация стратегического управления библиотекой.

Первый аспект содержит два основных раздела: 1. Правовые основы управления библиотечным делом и стратегия их соблюдения. 2. Стратегия организации управления библиотечным делом. Второй аспект подразделяется на три раздела: 1. Стратегическое планирование библиотечной деятельности. 2. Маркетинговая стратегия управления библиотекой. 3. Стратегический контроль управления библиотекой. Третий аспект включает три раздела: 1. Стратегия организационного развития систем управления библиотекой. 2. Стратегия коллегиального управления библиотекой. 3. Стратегия научно-методической работы библиотек.

В дальнейшем необходимо будет произвести моделирование оптимальных структур стратегического библиотечного менеджмента, а именно: разработать критерии оптимальных структур такого менеджмента, смоделировать его оптимальную структуру применительно к библиотеке, наконец, построить модель оптимальной структуры программы курса “Стратегический библиотечный менеджмент”.

Таким образом, библиотечный менеджмент, рассматриваемый как современная стратегия управления знаниями в библиотеке, станет не только фундаментом оптимальных тактик управления, но также ведущим системообразующим и системоорганизующим фактором коммерциализации библиотечно-библиографических продуктов, услуг и иных новаций, ориентированных на пользователя.

Hosted by uCoz