Михалкина О.Б.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ДВУМЯ
СЛУЧАЙНЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Очень часто маркетолог ищет ответы на вопросы типа: “Увеличится ли показатель рыночной доли при увеличении числа дилеров?”, “Есть ли связь между объемом сбыта и рекламой?”. Такие связи не всегда имеют причинно-следственный характер, а могут иметь просто статистическую природу. В поставленных вопросах можно определенно говорить о влиянии одного фактора на другой. Однако степень влияния изучаемых факторов может быть различной; скорее всего, влияние могут оказывать также какие-то другие факторы. Выделяют четыре типа связей между двумя переменными: немонотонная, монотонная, линейная и криволинейная.

Немонотонная связь характеризуется тем, что присутствие (отсутствие ) одной переменной систематически связано с присутствием ( отсутствием ) другой переменной, но ничего неизвестно о направлении этого взаимодействия (приводит ли, например, увеличение одной переменной к увеличению или уменьшению другой ).

Монотонная связь характеризуется возможностью указать только общее направление связи между двумя переменными без использования, каких-либо количественных характеристик. Существует только два типа таких связей: увеличение и уменьшение.

Линейная связь характеризует прямолинейную зависимость между двумя переменными. Знание количественной характеристики одной переменной автоматически предопределяет знание величины другой переменной:

Y= a + bx

где Y – оцениваемая или прогнозируемая зависимая переменная (результативный признак);

a – свободный член уравнения;

b – коэффициент регрессии, изменяющий среднее отношение отклонения результативного признака от его средней величины к отклонению факторного признака от его средней величины на одну единицу его измерения;

x – независимая переменная ( факторный признак ), используемая для определения зависимой переменной.

Коэффициенты a и b рассчитываются на основе наблюдений величин Y и x с помощью метода наименьших квадратов.

Криволинейная связь характеризует связь между переменными, носящую более сложный характер по сравнению с прямой линией.

В зависимости от своего типа связь может быть охарактеризована путем определения: ее присутствия (отсутствия), направления и силы (тесноты) связи.

Присутствие характеризует наличие или отсутствие систематической связи между двумя изучаемыми переменными; оно имеет статистическую природу. Проведя испытание статистической значимости, определяют, существует ли зависимость между данными.

Связь между двумя переменными может быть сильной, умеренной, слабой или отсутствовать. Сильная зависимость характеризуется высокой вероятностью существования связи между двумя переменными, слабая – малой вероятностью.

После того как найдено, что для генеральной совокупности существует определенный тип связи, устанавливается ее сила (теснота) и направление.

Сила связи и ее направление определяются путем расчета коэффициента корреляции, который изменяется в интервале от -1 до +1. Теснота же связи характеризуется разбросом точек на плоскости относительно их линии регрессии. Чем сильнее воздействие прочих факторов, тем больше разброс точек от линии регрессии. За основу показателя измерения тесноты связи берется общий показатель изменчивости – полная дисперсия. Если коэффициент корреляции положительный, то связь между переменными положительная. Это значит, что с ростом значений x увеличивается и Y. Если коэффициент имеет отрицательное значение, то связь между переменными носит отрицательный характер, т.е. с ростом значений x величина Y уменьшается. Если же коэффициент корреляции равен нулю, то случайные величины некоррелированы. Некоррелированность не следует смешивать с независимостью, независимые случайные величины всегда некоррелированы. Однако обратное утверждение не-верно: некоррелированные величины могут быть зависимы и даже функционально.

Несмотря на все большую роль математических методов при решении экономических задач, неправильно считать, что формальные методы современной математики окажутся универсальным средством решения всех проблем, возникающих в сферах деятельности общества. Методы, использующие результаты опытов и интуицию, т.е. эвристические, безусловно сохранят свое значение и в дальнейшем. Особенно это касается вопросов проведения маркетинговых исследований.

Hosted by uCoz