Матлина С.Г.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В КОНТЕКСТЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ИННОВАТИКИ
(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Под социальными технологиями понимают совокупность способов и приемов, применяемых для духовного воспроизводства личности, развития ее интеллектуальной и эмоциональной сферы за счет приобщения к эталонам культуры.

Именно в России были разработаны и использовались еще в начале прошлого века идеи библиопсихологии Н.А. Рубакина, направленные на поиск соответствия индивидууму книг, обеспечивающих оптимальные условия восприятия и в широком смысле способствовавших его саморазвитию. Сотни публикаций на русском языке по проблемам библиотерапии также свидетельствуют об успешном развитии психотехник отечественными учеными и практиками. Наконец, в 70-80-е гг. ведется разработка психологических основ библиотечного общения, вводятся в обиход игровые и тренинговые методы обучения практиков его азам. Пионером в этой области библиотечного дела стала профессор ВСГАКИ С.А. Езова. В те же годы разворачиваются исследования по профориентации и профадаптации молодежи, где наряду с библиотечно-библиографическими методами используются психотехники. Их центром выступала ГРЮБ. Мы сознательно упоминаем об этом. Сегодняшний профессиональный (а точнее – непрофессиональный) нигилизм, попытка одним махом перечеркнуть созданные поколениями российских библиотекарей просветительские традиции, желание на пустом месте – пусть и с применением новейших технических средств – создать инновационные модели деятельности, как правило, оборачиваются крахом. Речь идет не о “модном” термине, а о поиске новых смыслов, гуманитарного содержания, стоящего за социально-психологическими технологиями сегодня. Потребность библиотек в них объясняется объективными факторами. Это прежде всего социальные проблемы, с которыми столкнулось общество в постсоветский период: слом сложившейся системы ценностей, общественная апатия и усталость, препятствующие процессу реформ. В условиях рыночных отношений оставаясь практически единственным бесплатным, открытым, ориентированным на все слои населения, общественным институтом, публичная библиотека была вынуждена принять исторический вызов: выпукло обозначилась, увеличившись во много крат ее социальная роль. Среди используемых при этом социально-психологических технологий выделим такие, например, как консультационную деятельность, сопровождающую выдачу фактографических справок правовой тематики, или создание на базе ЦБС общественных приемных, где проходят регулярные встречи местной законодательной и исполнительной власти с населением. Ценность такого взаимодействия с библиотеками данные службы видят не только в том, что последние являются открытой системой, что значительно расширяет аудиторию потенциальных кадров. При всех издержках комплектования библиотека выступает самым крупным держателем информационных ресурсов, без которых невозможно на современном уровне освоить многие профессии.

В последние годы от интуитивного, рефлексивного знания, рожденного практикой, публичные библиотеки переходят к профессиональному использованию социальных и психологических технологий. В штатном расписании не только областных, но и ЦБС появились психологи с университетскими дипломами. Во многих ОЮБ функционируют отделы психологической помощи, выполняющие многоаспектные задачи. Психологи помогают в профилактике девиантного поведения молодежи, алкоголизма и наркомании, обучают самозащите в стрессовых ситуациях. Содержательно меняется такой традиционный инструмент влияния, как рекомендательная библиография. На печатной продукции библиотек, а также в оформлении помещений, где проходят занятия с подростками, встречи с различными категориями потребителей социально-психологических услуг, особенно заметно влияние рекламной стилистики, яркой, клиповой, легко воспринимаемой и прочно запоминающейся. Современная реклама является одной из самых распространенных социально-психологических технологий.

Сегодня эти технологии властно вторгаются в библиотечный менеджмент. Они помогают решать проблемы, связанные с небывалым темпо-ритмом изменений в нашей профессиональной жизни, к которым не всегда готовы сотрудники. В результате, повышается творческая продуктивность библиотечного персонала, формируется новая мотивация, развивается профессиональная рефлексия, склонность к непрерывному анализу и переработке многоаспектной ассоциативной информации, т.е. обеспечивается постоянная включенность в работу и поиск инновационных решений. Особое место уделяется обучению руководителей. Психологи помогают им создать собственные модели, алгоритм и технологию эффективного руководства на различных участках деятельности, выработать оптимальный, присущий данному сотруднику стиль управления. Среди используемых психотехник – письменный анализ типизированных библиотечных ситуаций, семинары-тренинги с игровыми элементами и др. Соединение этих методик с традиционными формами обучения способствует рождению новых моделей системы непрерывного образования библиотекарей. Одна из таких комплексных моделей в последние годы апробируется в форме всероссийской школы инноватики, организуемой АПРИКТ совместно с Белгородской УНБ.

Hosted by uCoz