Крупенева И.Г.

МЕТОДЫ ПРОДВИЖЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ WEB-САЙТОВ

Углубление и развитие процессов информационной деятельности приводит к трансформации в информационный портал: с одной стороны, это библиотека с ее традиционным библиотечным обслуживанием; с другой – web-сайт, т.е. виртуальное представительство библиотеки в Интернет, где поиск по внутренним ресурсам библиотеки совмещается с отсылкой пользователя к информации, находящейся непосредственно в Сети.

Помимо использования ресурсов, Интернет должен использоваться библиотеками как удобное средство предоставления наиболее подробной и актуальной информации о библиотеке и её деятельности; обеспечения охвата аудитории Интернет как аудитории потенциальных потребителей традиционных библиотечных услуг.

Мероприятия по продвижению сайта в сети, иначе говоря, действия, направленные на оповещение как можно большего количества пользователей Интернет о появлении нового сервера и происходящих на нем изменений, составляют понятие “Интернет-маркетинга”.

Первым шагом в этом направлении является использование собственного сайта библиотеки в качестве визитной карточки и его применение как средства удержания уже существующих пользователей через предоставление необходимой им информации. В дальнейшем сайт библиотеки будет трансформироваться в средство обращения к своей целевой аудитории и инструментом сбора и анализа информации о посетителях сайта.

В настоящее время специфические методы продвижения сайта, применительно к библиотекам, выглядят следующим образом: регистрация сервера на поисковых машинах и справочниках ресурсов; размещение ссылок и публикация материалов, содержащих ссылки на свой сайт, на сайтах схожей тематики; участие в тематических форумах и списках рассылки; участие в баннерных обменах.

Помочь пользователю найти нужную информацию, призваны поисковые машины. Пользователь вводит одно или несколько ключевых слов, которые, по его мнению, лучше всего отражают суть интересующего вопроса, поисковая система же за считанные секунды просматривает свой каталог web-страниц, состоящий из десятков и сотен гигабайт информации. В результате пользователю предлагается список страниц, в которых встретились указанные слова. Эта базовая схема по-иска реализована с разнообразными улучшениями и расширениями на всех поисковых системах.

Размещение ссылок на других серверах происходит по нескольким направлениям: размещение ссылок на серверах других библиотек и близких по тематике сайтах; обмен ссылками (для обмена ссылками необязательно наличие каких-либо партнерских отношений, а достаточно примерного равенства показателей посещаемости серверов); размещение ссылок в обмен на что-либо другое, например в обмен на разрешение пользоваться информационными материалами сервера, так как проблема создания значительного объема бесплатной информации стоит перед всеми разработчиками серверов и использование информационных материалов с указанием ссылки на первоисточник является распространенной практикой.

Хорошая возможность продвижения сервера – участие в работе конференций и списков рассылки, аудитория которых представляет потенциальных потребителей информации. Такой вид распространения информации, являясь средством вещания на определенную целевую группу, служит действительно эффективным инструментом маркетинга библиотеки.

Одним из основных маркетинговых мероприятий является баннерная реклама. Как правило, баннер представляет собой прямоугольное графическое изображение в формате GIF или JPG. Баннер помещается на странице web-сервера и имеет гиперссылку на сервер рекламодателя.

Основным методом баннерной рекламы является использование специальных служб обмена баннеров (Banner Exchange Services), которые обеспечивают показ баннеров библиотеки на других страницах взамен на показ на страницах чужих баннеров.

Баннерная реклама является самым популярным и эффективным способом привлечения посетителей web-страницы. Кроме того, доказано, что баннеры являются мощным инструментом брендинга – имиджевой рекламы, что особенно важно для библиотеки.

В настоящее время библиотеки еще не уделяют достаточного внимания продвижению своих сайтов, что автоматически означает их недоступность большей части сетевого сообщества.

Остается констатировать, что для превращения web-сайта библиотеки в полноценный маркетинговый канал и эффективный инструмент библиотечной работы, работникам библиотек необходимо кардинально пересмотреть свое отношение к мероприятиям, направленным на продвижение сайта в “мировой паутине”.

Hosted by uCoz