Карташов Н.С.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО БИБЛИОТЕЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблемы и особенности управления библиотечным делом принципиально определяются тем состоянием, в котором находится эта сфера деятельности. В недавнем прошлом мы расплачивались за узко партийный, прагматический подход к библиотечной деятельности как к инструменту идеологического обслуживания. Сегодня в условиях рыночного беспредела и идеологического безверия мы еще острее ощущаем падение уровня библиотечного дела и как результат - распространение бездуховности, вытеснение из активной творческой жизни и содержательного досуга значительных масс населения, в первую очередь, малоимущих и социально незащищенных. Так , анализ статистических данных подтверждает, что перманентный кризис российской экономики и общественной жизни 90-х гг. самым негативным образом сказался на материальном положении и показателях функциональной деятельности библиотек.

Библиотечное дело России переживает кризис. Суть кризиса –диспропорциональность, т.е. нарушение определенных пропорций (соотношений, соответствий, зависимостей) между различными сферами и факторами библиотечной деятельности: между читательскими потребностями и библиотечными фондами, между формированием, использованием фондов и удовлетворением читательских запросов, между потребностями библиотек в финансах и материально-техническом обеспечении и их отсутствием, между возможным и реальным объемом продукции и услуг.

Самой общей, типичной чертой кризисного состояния является недостаток реальных ресурсов для эффективного осуществления целевых библиотечных функций, в том числе и организационно-управленческих, позволяющих эффективно интегрировать все другие виды ресурсов.

Кризис имеет системный характер, проявляющийся в охвате всей библиотечной системы страны и ее отдельных частей; уровень спада в библиотечном деле оказался не только очень высоким, но и невероятно быстрым.

Практика подсказывает, что кризисы протекают по-разному в зависимости от того, как построено и функционирует управление, в какой мере оно ориентировано на разрешение своих проблем. Само управление может быть источником кризиса, его состояние и развитие могут быть неадекватными состоянию и тенденциям развития библиотечной системы, что и рождает кризисные ситуации. Старая система управления, опиравшаяся на централизованное государственное управление, во многом разрушена, новая не создана. Какие-то отдельные элементы системы управления, разумеется, уже проявляются и функционируют, но самой системы как целостного образования пока нет. А раз нет системы, то даже исправное функционирование отдельных ее элементов не приносит желаемого эффекта. Одно из главных препятствий на пути эффективного управления и его научных основ – низкий уровень аналитического и прогностического исследования этой проблемы. Конечно, функции управления выполняются, однако делается это не всегда осознанно и недостаточно качественно (непрофессионально). Во-первых, предвидением проявления новых проблем в библиотечном деле практически никто не занимается, поскольку средств не хватает, чтобы решить самые насущные проблемы. Во-вторых, процесс выявления проблем редко осуществляется на научной основе. В основном проблемы выявляются стихийно и локально. В третьих, ранжирование проблем и выбор первоочередных проблем дня решения также осуществляется практически без использования научных методов. В-четвертых, принятие решений по проблемам осуществляется в основном с помощью традиционных методов и субъективного опыта первых руководителей. При этом если сложилась традиция решать определенную проблему с помощью какого-то одного метода, то эту традицию стараются не нарушать несмотря на низкую эффективность применяемых методов. В-пятых, практически не проводится анализ результатов решения проблем поэтому допускаются одни и те же ошибки. В системе управления библиотечной деятельностью осуществляются лишь элементарные аналитические расчеты по отчетным данным. Руководителями библиотек и библиотечного дела не только не применяется широкий ассортимент методов анализа, но и не ставятся задачи прогнозной оценки как таковые.

На сегодняшний день нет научно-обоснованной и отработанной концепции библиотечного управления, не создана инфраструктура, необходимая для обеспечения распространения управленческих новшеств (нет банка данных и системы информирования о них и др.), не разработаны методы анализа и диагностики систем управления на разных уровнях библиотечного дела и оценки управленческих кадров, отсутствуют стандарты и программы обучения руководителей органов управления и библиотек, учебные пособия для системы переподготовки и повышения квалификации управленцев.

Поскольку кризис носит системный характер, к его разрешению необходим комплексный подход. А это значит, что антикризисная политика не сводится к антикризисному управлению на уровне библиотеки, она также включает в себя и антикризисное регулирование на уровне библиотечного дела страны. Более того, системный кризис, охвативший библиотечное дело РФ, вряд ли может быть преодолен на уровне отдельных библиотек, он требует и определенной системной антикризисной политики. Игнорирование системного характера этой составляющей является одной из фундаментальных причин существующего кризиса. Его решение должно осуществляться на всех уровнях библиотечного дела, по всем компонентам управленческого цикла. Динамика внешней среды и научно-технического прогресса заставляют библиотеки превращаться во все более сложные системы. Усложняющаяся библиотечная технология, многообразие информационных потребностей и видов библиотечной деятельности и др. ведут к усложнению внутри- и межбиблиотечных связей. При нарастающей сложности библиотечного дела управление в своем развитии (функциональном, структурном, организационном, мотивационном и др.) отстает от развития библиотечной деятельности. Для обеспечения управляемости такими системами необходимы новые инструменты (формы и методы) предотвращения или преодоления кризиса, соответствующие сложности, целям и объективным тенденциям развития библиотечных систем. Управление должно опережать возникновение опасности кризиса в библиотечной системе и обеспечить библиотекам в течение длительного времени такие условия, которые позволят эффективно решать стоящие передними задачи. Настоятельной необходимостью является разработка программы комплексного совершенствования системы библиотечного управления, т.е. не отдельных, пусть даже самых важных аспектов, а системы взаимосвязанных мероприятий, касающихся внутрибиблиотечного, ведомственно-отраслевого, территориального и федерального уровней управления. Ни одна из указанных сфер управления не может рассматриваться изолированно от других. Именно в комплексном учете всех этих сторон управления и состоит одно из проявлений системного подхода.

Как известно, переход к рынку многими воспринимался как отрицание планирования и существенное ограничение государственного регулирования. Практика последних лет в нашей стране и зарубежный опыт свидетельствуют о так, что значимость управления библиотечным делом не снижается, а возможно, даже увеличивается. В условиях многообразия форм собственности необходимо обеспечить возможность непрямого воздействия государственного органа библиотечного управления на развитие негосударственного сектора библиотечной деятельности. Государственные и негосударственные библиотеки, так же как и библиотечное дело в целом представляют собой единую систему, понимаемую нами как единство разнообразия, в которой они независимо от форм собственности связаны между собой и взаимодействуют друг с другом на основе общих целей и экономически выгодного разделения труда (библиотечной специализации) и взаимоиспользования результатов координации, кооперации. Поэтому, не сомневаясь в важности улучшения управления государственными библиотеками, отметим все же, что с позиций системного подхода управляющие действия государственного органа должны быть направлены на эффективное функционирование всех библиотек, но арсенал методов такого воздействия, безусловно, должен различаться. Роль государственного управления библиотечным делом должна заключаться в том, чтобы на основе создания правовых норм и механизма их реализации, без вмешательства в конкретную деятельность библиотек и органов, управляющих ими, обеспечить такое воздействие на библиотечную деятельность, которое позволит достичь наибольшего повышения эффективности функционирования библиотечной системы. Следовательно, государственное управление библиотечным делом трансформируется в государственное регулирование, которое не нарушает действия рыночного механизма и не отрицает принципов частной собственности. Государственное регулирование предусматривает необходимый уровень межведомственной и межрегиональной координации, понимаемой, прежде всего, как процесс согласования интересов библиотек. Одной из нерешенных проблем государственного управления библиотечным делом и одновременно одной из причин, порождающих, а чаще не предотвращающих и не смягчающих возникающие библиотечные противоречия, является проблема, связанная с отсутствием цельной, логичной, адекватно отражающей реальную библиотечную действительность концепции развития современной библиотечной системы Российской Федерации. Отсутствие ясного представления о содержании и специфике модели библиотечной системы в условиях федерализма, регионализма и рыночных отношений приводит к нечеткому разделению сфер деятельности, несогласованности задач и дублированию функций органов управления при наличии определенных сфер, практически свободных от регулирующего (координирующего) воздействия государственных органов. Все это означает снижение управляемости развитием библиотечного дела страны.

Необходимым условием организации эффективного управления является полная, достоверная, своевременная и систематизированная информация о процессах, происходящих в различных библиотечных сферах и отраслях с позиции комплексной оценки результатов библиотечного развития, формирования регулирующих воздействий, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций. Существующая система информационного обеспечения управленческой деятельности, как правило, только фиксирует постфактум то или иное состояние библиотечных процессов, что является недостаточным в условиях быстротекущих изменений. Управление библиотечным делом эффективно только тогда, когда оно опирается на всю совокупность действующих факторов и наблюдает их действие в течение длительного периода. Этим требованиям отвечают только мониторинговые исследования. Именно мониторинговый подход на основе анализа и оценки состояния различных библиотечных процессов, отклонений их от нормальной относительной динамики, выявления степени влияния основных факторов и причин на эти изменения может обеспечить выработку библиотечной политики, разработку программ долгосрочного развития библиотечных систем, принятие обоснованных управленческих решений. Однако на всех уровнях системы управления финансируется только текущая деятельность библиотек и не выделяются средства на их развитие, а следовательно, и на проведение мониторинга. Отсюда узость функций управления библио-течным развитием, малый опыт и недостаточное владение управленческим персоналом методами, необходимыми для реализации этих функций.

Развитие библиотечного мониторинга связано с решением целого ряда проблем, многие из которых носят междисциплинарных характер. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить следующим группам задач. Первая – усиление научного обеспечения библиотечного мониторинга на федеральном и региональном уровнях. Развитие библиотечной науки в этой сфере существенно отстает от потребностей практики. В итоге до сих пор не разработан общепринятый понятийный аппарат библиотечного мониторинга. Вторая группа проблем, требующих первоочередного решения, связана с методическим обеспечением разработки и эффективного функционирования систем библиотечного мониторинга. Здесь следует сделать упор на составление конкретных рекомендаций по организации мониторинга, по выработке наиболее важных направлений мониторинга, по составу показателей, по методам сбора первичной информации и анализа результатов мониторинга и др.

Hosted by uCoz