Гвоздева В.В.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ФОНДА БИБЛИОТЕКИ ВУЗА

Начиная с 2000 г. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) при поддержке Министерства образования РФ ежегодно проводит конференции по электронным ресурсам библиотек, о чем постоянно сообщает своим пользователям на web-сайте организатора этих конференций Международной академии открытого образования (www.maoo.ru). Если первая такая конференция была целиком посвящена электронной библиотеке (ЭБ), её целям, задачам, принципам, исходным данным, методам построения и работе , то вторая конференция только одному из её ресурсов – электронному учебнику, проблемам его создания, распространения и охране авторских прав.

Знакомство с электронным учебником для работников библиотек очень важно, поскольку процесс пополнения фондов библиотек этим новым видом издания набирает силу и уже сейчас некоторые читатели заинтересованы в получении учебных изданий в электронном виде. Тем не менее мы только в начале этого процесса.

При комплектовании библиотечного фонда НТБ возникает много вопросов. Например, как учитывать электронный учебник в инвентарной и суммарной книгах? Что брать за единицу учёта? Как описывать его в каталоге? Как организовывать с ним работу при обслуживании читателя? Какие технические средства для этого нужны?

Прежде чем ответить на эти вопросы, надо понять, что такое электронный учебник, дать ему определение. На конференции было дано несколько определений. Приведём некоторые из них. Электронный учебник – это учебник, существующий в форме электронного документа, т.е. в виде текста, который хранится в памяти компьютера и может быть прочитан только с его помощью; это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляет теоретический материал, обеспечивает тренировочную, учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи; это учебник, в котором основные задачи передачи знаний решаются с использованием возможностей компьютера и компьютерных сетей; в нём может быть использовано большое количество иллюстраций, фрагментов видеофильмов и виртуальной реальности с помощью которых можно получить более полное представление об окружающей действительности.

Таким образом, из всех перечисленных определений данного понятия следует, что электронный учебник обеспечивает высокий уровень наглядности, иллюстративности и доступности; он позволяет осуществлять более эффективный поиск информации и, кроме того, намного легче и компактнее своего предшественника – бумажного учебника.

Участниками конференции были выявлены уже сложившиеся тенденции в создании электронных учебно-методических материалов и библиотек. Среди всего многообразия электронных учебников докладчиками выделены следующие их основные виды: 1. Электронные документы – просто текстовая или графическая информация, представленная в электронном виде; 2. Тренажеры – электронные учебно-методические пособия, позволяющие получать не только теоретические знания, но и практические навыки их применения; 3. Интерактивные учебники – обладают широким спектром возможностей, обусловленных применением различных мультимедиа- технологий. При этом было отмечено, что в настоящее время существует два основных вида электронных библиотек: локальные – расположенные в рамках локальной сети одного учреждения; глобальные – включающие большое количество систематизированных ссылок на ресурсы различных локальных или глобальных электронных библиотек.

В качестве иллюстрации участникам конференции была показана серия учебников по химии для средней школы. Материал в них представлен таким образом, что после объяснения материала сразу же идут контрольные вопросы. И как в увлекательной игре, при неправильном на них, придётся вернуться назад. Например, учащегося не допустят до лабораторных занятий, особенно это касается опытов с взрывчатыми веществами, если вы не ответили на вопросы по технике безопасности. А серия лабораторных работ позволяет, сидя дома и не имея никаких реагентов, поэкспериментировать и увидеть, что произойдет, если смешать различные химические вещества в разных пропорциях. Всё услышанное и увиденное на конференции (а в её работе приняло участие около двухсот представителей нашей страны) убеждает в необходимости самым внимательным образом отслеживать информацию об электронных учебниках, поскольку нет сомнений, что очень скоро начнётся их массовый выпуск и активное приобретение столичными вузами. Поэтому библиотека должна заранее быть готова к работе с этим новым видом издания.

Hosted by uCoz