Суминова Т.Н.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Современное состояние библиотечной, а также библиографической теории и практики характеризуется возрастающим интересом специалистов к ряду проблем, в том числе связанных с информационными ресурсами. От решения этих проблем зависит будущее не только библиотечно-библиографической сферы, но и всех остальных сфер жизнедеятельности человека. Это обусловливается хранением, учетом и передачей возникающей информации или информационных ресурсов этих областей.

Собственно понятие “информационного ресурса” общества является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое применение этого термина началось после выхода в свет книги Г.Р. Громова “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации” (1984).

На рубеже 80-х гг. ХХ столетия возникло принципиально новое понятие – “национальные информационные ресурсы”, что обусловливалось растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (например, технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования различных национальных средств передачи и переработки информации.

Внедрению в научный оборот термина “информационные ресурсы” и обозначение им всех документно фиксированных результатов человеческой деятельности в различных сферах (конец ХХ века) способствовало оформление информациологии как фундаментальной науки.

Согласно Закону Российской Федерации “Об информации, информатизации и защите информации”, принятом в феврале 1995 года, “информационные ресурсы” есть “отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)”.

Несмотря на эту трактовку, до настоящего времени понятие “информационные ресурсы” находится на стадии формирования, а трудность или сложность его однозначного определения зависит, во-первых, от автора и его позиций, во-вторых, от неоднозначности восприятия таких понятий, как “знания”, “информация”, “данные” и т.д. Информационные ресурсы общества могут быть определены, например, как накопленные в обществе знания, подготовленные для целесообразного использования в социуме или социумом.

Вне зависимости от трактовки данного понятия, самой актуальной и острой в мире является проблема создания, хранения и использования информационных ресурсов. От совершенствования информационной инфраструктуры, эффективности ее формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов в значительной степени зависит дальнейший прогресс общества.

Существенной проблемой в науке является поиск вариантов классификации информационных ресурсов применительно к различным сферам деятельности. В связи с этим при создании, например, классификации информационных ресурсов основное внимание необходимо сконцентрировать на всем спектре существующей подготовительной информации к собственно произведению как сферы науки, так и искусства, поскольку знание всего креативного процесса с многочисленными идеями, вариантами и вариациями позволяет углубиться в творческую мастерскую выдающегося деятеля и порой продолжить только затронутые им некоторые выдающиеся идеи.

Следующий пласт информационных ресурсов составляет биографическая информация, ценная и полезная опять-таки для более тесного знакомства с жизнью художника, а также условиями и случаями, побудившими его к созданию тех или иных выдающихся произведений.

Науковедческая, критическая, учебная информация создает третий пласт информационных ресурсов, позволяющий, например, ознакомиться с откликами исследователей и критиков на работы видного деятеля.

Информационно-вспомогательные материалы, включающие различные работы информационно-аналитического характера (пособия, энциклопедии, справочники и т.д.), существующие в традиционном и электронном видах. Сюда также относятся многочисленные базы данных, телекоммуникационные сети и системы, посредством которых можно найти необходимые информационные ресурсы по конкретному запросу.

Применение современных информационных технологий обеспечивает качественный учет, хранение и использование всех существующих информационных ресурсов – от первой фиксации замысла мастера до работ о его творчестве и отрасли в целом.

Hosted by uCoz