Мешалкина Ю.В.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важнейшим условием успешного ведения научной и практической деятельности в области маркетинга является налаженная система информационного обеспечения, построенная на основе анализа характера и особенностей информационных потребностей различных категорий специалистов, информационных ресурсов, каналов связи между ресурсами и потребителями. Поток информации по вопросам маркетинга отличается тематическим и видовым разнообразием. В нем присутствуют документы по общим вопросам теории и практики маркетинга, изучению потребителей, товаров, товарных марок, спросу и предложению, сбыту, рынкам различных товаров и услуг, маркетинговым исследованиям, рекламе, паблик рилейшнз, применению маркетинга в различных областях деятельности, управлению маркетингом и другим вопросам. Классификация документов по типам издания позволяет выделить: научные, учебные издания, научно-популярную, справочную литературу, неопубликованные документы, диссертации, нормативные акты. Возникают и развиваются периодические издания. Важную роль в информационном обеспечении маркетинга и оптимизации труда играют электронные базы данных, программы, экспертные системы. Потребителю необходимо уметь ориентироваться в потоке документов, оперативно находить, выбирать и оценивать актуальные данные, получать их своевременно, в удобной для пользования форме.

Универсальным источником документов по вопросам маркетинга являются каталоги и картотеки национальных библиотек, отраслевых библиотек, библиотек различных министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, предприятий. Они регистрируют основную часть документального потока, включающую большинство типов и видов литературы. Среди них РГБ, РНБ, ГПНТБ, ВПТБ, ВНИКИ, ИНИОН.

Наиболее адаптированным к информационным потребностям маркетологов является библиографический указатель “Экономика России и зарубежных стран”. Ежемесячное библиографическое пособие “Алгоритмы и программы”, издаваемое ГПНТБ, содержит сведения о книгах и статьях, посвященных вопросам применения в маркетинге, менеджменте, управлении предприятием новейших компьютерных технологий, развитию электронной коммерции, применению возможностей Интернет.

В период с конца 80-х гг. по 1995 г. вышел в свет ряд ретроспективных тематических указателей по вопросам маркетинга.

Книготорговая библиография служит целям оперативного снабжения свежей информацией, введения в поле зрения специалиста документов, отражающих современный уровень развития науки и практики, обеспечение материалами регулярного пользования, составляющими ядро системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности. Наиболее полной по тематике и охвату издающих организаций является каталог “Книги в наличии и печати”, выходящий в книжной и электронной формах. Популярным видом книготорговой библиографии являются каталоги книжных магазинов, коллекторов, издательств, представленные на сайтах Интернет

Элементы книготорговой библиографии присутствуют в текущих и ретроспективных библиографических пособиях. Систематически следить за документальным потоком, отбирать и приобретать необходимые издания поможет еженедельный информационный бюллетень “Новые книги России”.

Одним из важнейших элементов информационно-библиографического обеспечения специалистов являются электронные базы данных, содержащие полнотекстовую, фактографическую, реферативную, библиографическую информацию по различным аспектам экономики, права, техники, социологии, статистики и т.д.

В настоящее время на информационном рынке России складывается система профессиональных периодических изданий, посвященных маркетинговой деятельности. Сайты этих изданий являются важными источниками библиографической и полнотекстовой информации по основным аспектам маркетинговой деятельности.

Анализ библиографической информации по вопросам маркетинга выявили ее разнообразный видовой состав, широкий тематический диапазон представленных материалов, высокий уровень применения современных информационных технологий. Однако уязвимым местом информационно-библиографического обеспечения остается запаздывание выхода в свет пособий, содержащих оперативную деловую информацию, отсутствие универсальной информационно-библиографической системы содержащей все виды необходимой специалисту информации. Преодоление проблемы рассеивания информации, ее поиск, сбор и обработка являются актуальной задачей для каждого специалиста. Одним из способов ее решения представляется разработка информационной системы, включающей все виды необходимой специалисту информации, а также создание аннотированного каталога информационных ресурсов Интернет.

Определение семантического ядра для продвижения http://altera-company.ru/yadro/.
Hosted by uCoz