Соболева А.А.

К ВОПРОСУ БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Богатое историко-культурное развитие Тамбовского края побуждает ученых-исследователей, краеведов всесторонне изучать жизнь и творчество деятелей культуры и искусства.

В условиях интенсивного развития регионоведения проблема биобиблиографического отражения региональной художественной культуры, создания персонологического информационно-библиографического ресурса как базы информационного обеспечения специалистов данной отрасли. стала приоритетным направлением деятельности кафедры библиотековедения и библиографии института культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. От уровня и состояния библиографии как феномена культуры зависит степень удовлетворения профессиональных информационно-библиографических потребностей.

Биобиблиографическая информация, отражающая региональную художественную культуру, рассеяна по различным источникам. Например, это “А.С.Пушкин и Тамбовский край: Рек. указ. (1999), универсальные рекомендательные библиографические пособия типа “Тамбовская область” (до 1975 г.), “Что читать о Тамбовской области” (до 1987 г.), персональные памятки, текущие ежегодники научно-вспомогательного характера “Литература о Тамбовской области” (до 1989 г.), прикнижные, пристатейные списки в сборниках научных трудов и периодической печати. Из отдельно изданных научно-вспомогательных персональных библиографических указателей следует назвать лишь единицы, посвященные В.Г. Руделеву (1972) и А.К. Воронскому (1984). В настоящее время Тамбовская областная универсальная научная библиотека (ТОУНБ) издает “Тамбовские даты: Биобиблиографический календарь-справочник” (с 1989 г.). Планируется издание “Тамбовского энциклопедического словаря” (2002), в котором найдут отражение деятели культуры и искусства.

ТОУНБ имеет тенденцию к снижению выпуска как текущих, так и персональных научно-вспомогательных библиографических указателей. Из-за несовершенной системы, лишенной целостного биобиблиографического освоения отрасли, отсутствия планомерности в издании региональных персональных библиографических пособий литературно-художественного комплекса мы не можем качественно удовлетворять информационные потребности пользователей.

Библиографической продукции свойствен методический разнобой с точки зрения технологии составления пособий, низкий уровень многих источников библиографической информации и недостаточное финансирование. Отсюда и падение социального престижа библиографии и библиографа.

Компьютеризация, развитие новых электронных технологий не облегчат тех задач, которые решает сегодня библиограф в своем интеллектуальном труде. И в этом мы согласны с позицией Ю.С. Зубова, который наиболее точно определил современные ориентиры библиографоведения, считая, что в “основе и производства, и использования библиографической информации в любом технологическом режиме лежат одни и те же интеллектуальные процедуры”. И, если мощное интеллектуальное начало сохраняется в труде библиографа, то, наверное, целесообразно воплотить идею Е.И. Рыскина, который в одной из своих статей еще в 60-е гг. назвал научно-вспомогательную библиографию – научно-информационной.

В ходе изучения состояния библиографического обеспечения специалистов сферы культуры и искусства выяснилось, что такие имена, как поэт Е.А. Боратынский, композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Верстовский, в системе научно-вспомогательной персональной библиографии до недавнего времени не находили биобиблиографического отражения. В связи с этим в Тамбовском крае были впервые в истории культуры изданы биобиблиографические указатели “Е.А. Боратынский” (1989), “С.В. Рахманинов” (1993), “А.Н. Верстовский” (1999), получившие отклики в профессиональной печати. Решить сложную проблему выявления и отбора документов из-за количественного роста, рассеяния, отсутствия баз данных в условиях региона не представлялось возможным. Предстояло правильно определить круг источников и способы их обследования. Были обследованы каталоги и картотеки 18 крупнейших научных институтов, библиотек, музеев, архивов России и региона. В общей сложности было выявлено 12 тыс. источников с хронологическим охватом в 180 лет – по Боратынскому, 100 лет – по Рахманинову, 178 лет – по Верстовскому. Не менее сложным было найти решения спорных проблем – выявить научную ценность и истину. Активный поиск фактографической информации по уточнению разночтений по факту даты и места их рождения потребовал огромной затраты сил. Например, неточные сведения об А.Н. Верстовском, установленные нами, касаются его родословной, даты рождения его жены Н.В. Репиной, фамилии ученицы Ф. Листа, упоминаемой в переписке. Эти неточности тиражируются, попадают в каталожные карточки библиотек, вводя в заблуждение ученых-исследователей, краеведов, библиографов.

Особую сложность при составлении персонального библиографического указателя “А.Н. Верстовский” представляла группировка выявленных архивных документов. Искусствоведы считают правильным выносить их перед опубликованными. Библиографы на это смотрят по-разному. Дискуссионным остается вопрос о группировке архивных документов, которая была крайне затруднена рядом объективных причин: до сих пор теория и методика библиографоведения недостаточно разработаны ни в музейной, ни в архивной библиографиях.

Проблема редактирования библиографических пособий на современном этапе, в условиях компьютеризации полностью ложится на автора-составителя. К сожалению, в ряде случаев редакторы, корректоры провинциальных издательств не владеют информационной культурой, правилами библиографического описания документов. Их редакторская правка порой снижает качество библиографического пособия.

Для каждого библиографа крайне важна оценка его труда, особенно когда рецензия носит конструктивный характер. Мы не можем пожаловаться на то, что изданные вышеназванные библиографические пособия остаются незамеченными, и многие недочеты, которые нам самим видны, справедливо подмечаются рецензентами. Обоснованные критические отзывы – хороший стимул к творчеству.

Успех эффективного и качественного биобиблиографического производства в сфере культуры и искусства зависит от взаимодействия профессионала-библиографа с представителями смежных организаций и учреждений культуры, сотрудничества со специалистами отрасли, формы подачи библиографической информации, подготовки кадров. В целях формирования системы ретроспективных научно-вспомогательных персональных библиографических пособий следует подумать о разработке теоретико-методических принципов технологии и их составления. Предстоит обсудить ряд вопросов, которые требуют нового решения. Это обоснование принципов систематизации как опубликованных, так и неопубликованных документов, их аннотирования; необходимости введения системы дублирования материалов, ссылок и отсылок между отдельными документами, разделами, рубриками; определения характера вспомогательных ключей, предисловия и т.д. Кафедра библиотековедения и библиографии института культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина обладает большим потенциалом неопубликованных библиографических ресурсов, подготовленных в рамках научно-исследовательской работы студентов. В целях доступности и общественного пользования они могут быть переведены на CD-ROM или в сетевой режим, что позволит им занять достойное место в информационном поле.

Hosted by uCoz