Семенюк С.Ю.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
ЛИЧНОСТИ БИБЛИОГРАФА

В профессиональной деятельности библиографа выделяют несколько функций: развивающая, мотивирующая; конструктивная и исследовательская; организаторская и коммуникативная; самосовершенствование.

Реализация профессиональных функций приводит к образованию трех основных подструктур личности библиографа: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.

Профессиональная направленность – это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности библиографа, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к библиотечной деятельности, а также общественную активность, социальный оптимизм и др.

Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности библиографа, позволяющий ему продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографическая подготовка, в некоторой степени, педагогическая техника, умения и навыки по профессии в целом и др.

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Профессионально-важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения библиотечной интеллигенции.

Эффективность работы библиографа во многом будет определяться личностными свойствами специалиста, его компетентностью, инициативностью, целеустремленностью, самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию пользователя при вынужденных, объективно обусловленных отказах в получении необходимой информации, готовностью к непредвиденным ситуациям в процессе общения с читателями, способностью к сотрудничеству с ними.

Деятельность библиографа, на наш взгляд, предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место пользователя, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия для успешного взаимодействия.

Важным компонентом большой группы профессионально-значимых качеств библиографа является коммуникативность – свойство, необходимое для добротного выполнения библиографической деятельности. Это общительность, эмоциональная экспрессия, развитая речь (правильное произношение, логичность, стройность изложения мыслей и т.п.), такт, способность понять психологическое состояние пользователя по выражению лица, мимике, жестам и т.д.

Говоря о необходимости повышения информационной культуры личности, нельзя не упомянуть об обучающей функции, которая требует от библиографа склонности делиться своими знаниями, умениями, опытом, способности передавать их другим, логически и диалогически мыслить, рассуждать, доказывать. Библиограф должен уметь анализировать, отбирать и структурировать необходимую информацию, в процессе обучения проектировать и создавать проблемные ситуации и т.д.

Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от творческой направленности личности библиографа: склонности к творчеству, рационализаторству. Эти свойства характеризуют креативность личности.

Важным фактором успешного осуществления профессиональных функций библиографа являются его психологические процессы. В ходе освоения профессиональной деятельности происходит становление, формирование следующих свойств личности: развивается способность к распределению и переключению внимания, увеличивается его объем, улучшается концентрация; восприятие становится более избирательным и целенаправленным, постепенно складывается наблюдательность; развивается образная и словесно-логическая память; мышление становится более мобильным и оперативным. Профессионализация психических свойств приводит к образованию интегрального качества – профессионального интеллекта.

Особой подструктурой личности является биопсихическая, определяемая свойствами нервной системы, возрастными особенностями, темпераментом. В психологии утвердилось положение, что эти свойства составляют природную предпосылку формирования профессионально важных качеств и обусловливают успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности. Психофизиологические свойства личности влияют на степень нервно-психологического напряжения при выполнении деятельности, ее динамику, уровень активности, определяют необходимость выработки индивидуального стиля деятельности. К свойствам, имеющим профессиональную значимость для библиографа, относятся активность, эмоциональная стабильность, высокая скорость выработки условно-рефлекторных связей.

Все три подструктуры личности библиографа-педагога тесно связаны, их развитие происходит в режиме взаимодействия.

Все изложенное может быть обобщено в психограмме библиографа:

● профессионально-библиографическая направленность: профессиональная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, профессиональная позиция и призвание к библиотечно-библиографической деятельности;

● профессионально-библиографическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, профессиональные умения и навык, общая культура;

● профессионально важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, логическое мышление, произвольное внимание, наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области библиографической деятельности;

● психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования профессиональных навыков, экстравертированность.

Hosted by uCoz