Соляник Н.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К КНИГЕ И
ЧТЕНИЮ КАК ВАЖНАЯ ЗАДАЧА
БИБЛИОТЕЧНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Процесс общения дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании личности человека с самых ранних лет жизни в последние годы говорится немало. Книга должна и может оказывать влияние на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Ученые подчеркивают, что “ранние “инъекции” интереса к книге совершенно необходимы”. Проблема раннего пробуждения и развития интереса к книге и чтению на сегодняшний день весьма актуальна. Очень важна и целенаправленная деятельность детских библиотек в этом направлении.

Слово “интерес” в переводе с латинского означает “важно”, “имеет значение”. Существуют многочисленные трактовки понятия “интерес”. С.А. Ананьин выделил две стороны вопроса – психологическую и педагогическую (интерес как цель и как средство воспитания). Понимание учеными интереса как психологического феномена также многозначно. Нам представляется правильным понимание интереса как аффективно-когнитивного комплекса (Е.П. Ильин), т.е. интерес – это прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления – удовольствия от процесса), присутствует и другой – потребность в знаниях, новизне. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Для того чтобы, работа по пробуждению и развитию интереса ребенка к книге была более эффективной, нужно дать ответы на следующие вопросы: каковы сущность и природа интереса малыша к книге, условия его возникновения, механизмы формирования, значение в психической жизни, роль в процессе воспитания и др. Следует отметить, что рекомендации, как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для личностного развития дошкольников еще мало разработаны в современной науке. Почему многие, на первый взгляд, увлекательные формы проведения занятий, в т.ч. появившиеся в последнее время альтернативные методики, оказываются мало эффективными и, более того, негативно влияют на психическое развитие ребенка? Объяснение этому находим у известного психолога А.Н. Леонтьева. Он пишет о том, что педагогика (конкретно педагогика интереса) мало помогает воспитателям формировать интересы детей, так как “ограничивается недостаточно проанализированными рекомендациями, справедливость которых легко доказывается практикой мастеров педагогического дела, но научить пользоваться которыми других крайне трудно. Дело здесь именно в том, что остаются нераскрытыми те отношения внутри самой деятельности ребенка, которые лежат за явлениями интереса и которыми единственно можно реально управлять. Чтобы увидеть эти отношения, нужно … найти и исследовать сами способы управления интересами, и притом в условиях возможно более свободного их выявления. Работа с детьми во внешкольных учреждениях представляет такие условия в наибольшей степени”.

Для организации деятельности направленной на пробуждение и развитие интереса к книге, реализацию ее педагогического потенциала важно выявить психологические закономерности процесса общения ребенка с книгой, т.е. те отношения, которые складываются в триаде читатель (слушатель)-книга-библиотекарь-педагог. Необходимо знать психологические закономерности литературного развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, какие психофизиологические особенности возраста способствуют или, наоборот, препятствуют этому развитию. Сложной и малоисследованной задачей является анализ механизма усвоения и освоения ребенком косвенного опыта почерпнутого из книг. Для этого необходим тщательный анализ работ психологов, педагогов, искусствоведов, педагогического опыта сотрудников детских библиотек, воспитателей, родителей который позволяет данные знания получить и эффективно использовать в библиотечной работе с малышами.

Специфика работы с дошкольниками, особенно младшими, заключается в том (это и представляет наибольшую трудность), чтобы, формируя новые ценные качества, не погубить уже имеющиеся: творческую активность, нешаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность и главное радость и добровольность занятий.

Психические особенности познавательной деятельности ребенка таковы, что ведущим компонентом в общении с книгой является эмоциональный. Его угасание ведет к разрушению и двух других компонентов интереса – познавательного и волевого. Это определяет одну из особенностей организации работы с книгой: обеспечение различных эмоциональных реакций на книгу (удивление, радость, удовлетворение и др.) и эмоционально благополучной позиции ребенка в процессе познания.

Создание научно обоснованной системы педагогических условий, действенных методических разработок способствующих приобщению дошкольников к книге и чтению является важной задачей библиотечной теории и практики.

Hosted by uCoz