Самохина Е.О.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ КАК ФОРМА
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Концепция системного подхода к духовно-творческому развитию подрастающей личности предполагает реализацию общественно значимых задач эстетического воспитания усилиями различных социальных институтов. В этой связи ведущим фактором, определяющим преемственность эстетической направленности воспитательного процесса, становится деятельность внешкольных учреждений: досуговых центров, музыкальных и художественных школ, детских библиотек.

Современный этап развития отечественного библиотековедения и педагогики детского чтения можно охарактеризовать как время интенсивного поиска новых методов и форм руководства чтением, создания инновационных программ воспитания творческого читателя. В спектре научных взглядов на проблему библиотечной работы с подрастающим поколением – стремление преобразовать библиотеку в эстетический центр, где ребенок не только приобщается к миру книжной культуры, но и развивается творчески, является ведущей тенденцией большинства методик, созданных коллективами детских библиотек различных регионов нашей страны.

Приобщение подрастающего поколения к литературному творчеству является важнейшим компонентом системы эстетического воспитания ребенка-читателя, так как именно в литературном творчестве происходит развитие образного мышления, способности к чуткому различению смысловых оттенков родной речи, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, творческого воображения.

В психолого-педагогических исследованиях отечественных ученых под литературно-творческими способностями понимается самостоятельное сочинение ребенком поэтических и прозаических произведений, а также успешное выполнение им специальных заданий, направленных на развитие креативности.

Литературные способности наиболее заметно проявляются и развиваются в двух взаимосвязанных видах деятельности: чтении и литературном творчестве, поэтому ведущая тенденция педагогики детского чтения, утверждающая родственную природу читательского и писательского таланта, представляется глубоко закономерной.

Работу детской библиотеки, способствующую проявлению литературно-творческих задатков читателей младшего школьного возраста, следует рассматривать как важнейшее условие воспитания способности творческого чтения, общего гармонического становления личности.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учеба, однако игра продолжает занимать важное место в его духовной жизни. Не случайно различные литературные игры получили широкое распространение в библиотечной практике. Развивая воображение и актуализируя читательский опыт ребенка, они создают предпосылки для его самостоятельного творчества.

Словесное рисование – умение образно представлять прочитанное – является хорошей альтернативой формальному пересказу содержания книги. Эта форма работы повышает интерес младших школьников к рекомендованной литературе, ведь принято участие в игре может только тот, кто прочитает книгу.

Совместное словесное рисование увлекает детей, слушая рассказ товарища, ребенок пытается вспомнить черты характера или детали одежды персонажа, которые еще не были названы.

Непосредственно на развитие творческого воображения литературных способностей читателей младшего школьного возраста направлена игра “Что на что похоже”, методика которой представлена в работе В.А. Левина “Воспитание творчества”.

Более сложным методом развития литературных способностей читателей младшего школьного возраста является игра в ассоциации. Ассоциативное мышление – основа творческого воображения. Тому, что ассоциациям принадлежит большая роль в развитии творческого воображения и создании литературных произведений, есть немало подтверждений.

Психологи отмечают неуправляемость ассоциативных реакций у ребенка, с одной стороны, и шаблонность восприятия окружающего мира большинством взрослых людей, с другой.

Следовательно, задача библиотекаря заключается в том, чтобы, развивая у читателя богатство ассоциаций, научить младшего школьника управлять ими.

Действенной формой развития литературных способностей читателей младшего школьного возраста является игра в рифму. В ходе игры библиотекарь называет слово и предлагает детям подобрать к нему как можно больше рифм. В результате получаются “волшебные поэтические цепочки” – своеобразный пропуск в страну “Поэзия”. Методику проведения игры можно модифицировать, предложить детям подобрать рифму к стихотворным строчкам известных поэтов. Игры в рифму являются подготовительным этапом к самостоятельному поэтическому творчеству младших школьников.

Следует подчеркнуть, способности к литературному творчеству у детей разные. Если на занятиях присутствуют 20–25 учеников начальных классов, то пять-шесть из них удачно подбирают стихотворные строчки. Но и для остальных эти занятия не бесполезны. Игры в рифму дают толчок творческому воображению младших школьников, знакомят детей с поэтическим ритмом, позволяют юным читателям почувствовать музыкальность родной речи.

Литературные игры, связанные непосредственно с персонажами любимых сказок, пользуются наибольшей популярностью у читателей-учеников начальных классов. К таким литературным играм, развивающим чувство юмора, воображение, актуализирующим читательский опыт, относится рассказ от имени героя, объединение героев разных сказок в общую, новую сказку, игра “Герой сказки в необычной обстановке”, домысливание судьбы сказочного персонажа.

Практика работы детских библиотек нашей страны свидетельствует: занятия, направленные на развитие у младшего школьника умения работать с художественным образом, приводят к положительной динамике творческого воображения ребенка. В произведениях, созданных детьми-участниками литературных кружков и студий, существующих в библиотеках, творческие компоненты доминируют над репродуктивными, ход событий нестандартен, действия персонажей психологически мотивированы, черты характера героев показаны ярко и выразительно.

Выпуск литературного журнала – один из самых эффективных методов развития литературно-творческих способностей читателей 7–10 лет.

Исследователи детского чтения отмечают зависимость, существующую между участием ребенка в издании рукописной газеты или журнала и проявлением творческой активности юного автора.

Издание журнала помогает активизировать не только литературные, но и художественные способности детей, так как многие маленькие авторы сами иллюстрируют свои произведения.

В процессе творчества многие дети по-новому раскрываются для педагогов и родителей. Чтение и литературное творчество становятся любимыми занятиями юных авторов. Между читателями и библиотекарями устанавливаются дружеские, сотворческие отношения, свидетельствующие о правильно выбранной стратегии эстетического воспитания.

Hosted by uCoz