Полевина Е.В.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧИТАТЕЛЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возможности художественной книжной иллюстрации в деле эстетического воспитания велики и многообразны, в ее воздействии на читателя реализуется двойной эстетический потенциал – изобразительного искусства и художественной литературы.

Иллюстрация, обладающая самостоятельной художественной ценностью, активно влияет на процессы выбора, восприятия и оценки ребенком литературного произведения, всей книги в целом.

Неоспоримой является роль иллюстрации в художественно-эстетическом воспитании ребенка, так как это путь к нравственному совершенствованию, к самопознанию.

Привить любовь к художественной иллюстрации, а через нее к книге, научить думать, развить эстетическое восприятие художественной литературы – это одна из актуальных задач руководителей детского чтения в условиях российских библиотек.

Решение задачи развивается в виде трех взаимосвязанных элементов:

1) через творческую работу с художественной иллюстрацией у младших школьников происходит увлечение искусством и формируется потребность общения с ним.

2) благодаря педагогической работе библиотекарей происходит художественное развитие младших школьников, они постигают суть и содержание искусства иллюстрации и литературного произведения во взаимосвязи, знакомятся с творчеством писателей и художников, учатся понимать язык искусства.

3) через процесс познания в юном читателе формируется не только интерес к литературе и иллюстрации, но и развиваются творческие способности.

На основании анализа инновационных методов в работе российских библиотек за 1997–2001 гг. мы наблюдаем разноплановые творческие способности младших школьников. Благодаря планомерными педагогическими занятиями, накопленному опыту и развитой фантазии детей творческие способности получают реальное осуществление. Это рисунки, стихи, сочинения, поделки из глины и пластилина.

Диапазон творческих задач юного читателя может быть необыкновенно широк , но суть их одна; при их решении происходит акт творчества. Открывая новый путь или создавая нечто новое, развивая наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, все то, что в совокупности составляет творческие способности, младшие школьники приобщаются к творческой деятельности. А библиотекари-педагоги, открывая ребенку мир иллюстрации и литературы, приобщают юного читателя к эмоционально-нравственному опыту человечества, формируют потребность в творчестве и самовыражении.

Основываясь на результатах проведенного эксперимента, опыте руководителей детского чтения, учителей можно сказать о необходимости специальных занятий с иллюстрацией детской книги в школах и детских библиотеках.

Иллюстрации детской книги содержат большой познавательный материал, способствуют развитию речи младших школьников, расширению их представлений о жизни. Художники-иллюстраторы в своем творчестве ставят и решают задачи обучающего и воспитательного характера. Для этой цели они выделяют те педагогические задачи, которые необходимы для приобщения к изобразительному искусству, развитию зрительской культуры и творческой фантазии учащихся.

Эмоциональное восприятие иллюстраций, радость, полученная ребенком от красочных книг, играет большую роль в формировании духовного мира и развитии эстетического вкуса детей. Развивая творческие способности читателей младшего школьного возраста средствами иллюстрации детской книги важно побуждать детей к самостоятельному творчеству. Иллюстрирование – один из любимых видов работы детей. Детские рисунки, детское творчество – логическое продолжение проведенных занятий ,от творчества художника-иллюстратора к первым самостоятельным шагам. Благодаря этому виду детских работ обогащаются представления детей о добре и зле, пре красном и безобразном, глубже воспринимается образная характеристика персонажей и идея произведения. Ребенок мыслит, решает новые сюжетные и композиционные задачи, что развивает творческие способности юного читателя.

Используя метод от “простого к сложному”, младшие школьники вначале копируют мастеров книжной иллюстрации, а впоследствии реализуют собственный замысел, свое видение литературного произведения. Разнообразные творческие конкурсы позитивно влияют на детей и их художественное развитие. Через иллюстрацию детской книги и литературу детям открывается богатство и многообразие окружающего мира; с его традициями, фантазиями, преданиями.

Рассматривая иллюстрации, изгибы и графическую ясность травинок, узоры на крыльях бабочек, цветы, самоцветы, ракушки, ребенок постигает красоту и гармонию природы. Усложняя задачи, руководитель детского чтения развивает в юном читателе взгляд художника, художественное мышление, закладывает основы для богатого внутреннего мира и развития гармоничной личности.

Hosted by uCoz