Зеленина Л.В.

НОВЫЕ ОТРАСЛИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

В последней четверти ХХ в. в России отмечались все признаки углубляющегося кризиса духовной сферы, от которого особенно страдает молодое поколение. В цивилизационном плане это объяснимо. Нарастало давление избыточной машинной культуры общества, переходящего от индустриального типа к постиндустриальному и, конечно, к иной цивилизационной системе ценностей.

В нашей стране, кроме того, начала происходить смена социального строя. Сейчас формируются новые парадигмы в культуре, в науке и образовании. Однако пока позитивное “новое” станет устойчивым и сбалансированным, в сознании и поведении подрастающего поколения прорывается мутный вал шаблонизированной масс-культуры, распространяется функциональная юношеская неграмотность, профессиональная некомпетентность. На российского молодого человека со всей силой обрушились: кризис социальный, кризис политический и обвальное падение духовного воспроизводства.

Однако еще Н.А. Бердяев заметил, что подъем духа нации происходит в самые критические ситуации развития той или иной страны. С конца 90-х гг. стало заметно стремление значительной части молодежи к творческой активности, стремление осмыслить свое место в смене поколений российского общества, лучше узнать правдивую историю своей Родины.

Огромную роль в этом процессе могут и должны играть библиотеки как центры культуры, объединяющие информационного богатство прошлого и знание устремлений современного поколения.

Одна из главных задач при этом – бороться с расколом общества, с накопившейся в нем нетерпимостью, которая проявляется буквально во всех сферах. Недаром эта проблема признана критической на правительственном уровне, и принята специальная программа по воспитанию толерантности – терпимости – среди детей и юношества.

Нетерпимость к кому-либо или чему-либо, как правило, является результатом незнания и, как следствие, непонимания. Роль литературы в ликвидации таких ситуаций нельзя недооценивать.

Изучением взаимных представлений различных народов друг о друге занимается сравнительно новая отрасль исторической науки – имагология. Образно говоря, это наука об “образе соседа”, или же “о себе и о соседях”. Эта наука обладает огромным потенциалом, поскольку отвечает общим процессам глобализации. Знание о других народах и сообщение им достоверной, исчерпывающей информации о собственном этносе составляет неотъемлемую часть имагологии.

Очевидно, что базовым принципом имагологии как науки о “себе и о соседях”, в частности, о том, как мы, данный этнос, выглядим в представлениях других народов, является корректная соотнесенность национального менталитета и исторического сознания.

Ни первое, ни второе не являются врожденными, данными человеку от Бога или от Природы (в зависимости от убеждений). Огромную роль здесь играет историческая литература как жанр и отражение одновременно этнического самосознания. Таким образом, устанавливается неразрывная связь имагологии и исторической литературы, ибо нельзя познать другого, не раскрывая себя.

Впрочем, в этой парадигме заложена еще одна исключительной важности позиция. Речь идет о толерантности, или терпимости, в общественном сознании, в политической и шире – в гуманитарной культуре социума и, естественно, в творчестве писателей, поэтов, ученых.

Контур социализации, как известно, включает конкуренцию-соперничество, конфликт-столкновение, ассимилизацию-уподобление, что так развито в подростковой среде, и, наконец, толерантность-терпимость. В рамках интенсифицирующейся, происходящей на наших глазах гуманизации экономической и социальной сфер жизни общества только взаимная терпимость может скомпенсировать огромный разнос между личностными качествами молодежи: энтузиазм, устойчивость к нагрузкам, интуитивизм, подготовленность и т.д., – и условиями, диктуемыми “командной” (корпоративной) ответственностью.

Это процесс естественный, не раз отмеченный в трудах М.К. Мамардашвили и Р. Фостера. Речь идет о нелинейности техносферы и появлении за счет прорыва духовной активности молодых новых решений в точках технологических разрывов. Таким образом, воспитание терпимости в молодом поколении становится условием как технологического, так и духовного прогресса общества.

Надежным способом знакомить детей и юношество с миром, “своим” и “чужим”, веками была литература историческая. Фактически историческая романистика являлась в обобщенном виде системой воспитания терпимости. Разумеется, всегда были произведения, разжигающие рознь, иссушающие детские души. Но не о них речь.

Историческая романистика, прочитанная в детские и юношеские годы, остается в памяти надолго, если не навсегда. Как мы воспринимаем Францию эпохи кардинала Ришелье и Фронды? Разумеется, через воспоминания о романах А. Дюма и о трех мушкетерах! Как мы получили свои первые впечатления о начале Американской революции и об освоении пустынных земель Нового Света? Конечно же, из романов Ф. Купера! Кто такой для нас Ричард Львиное Сердце? Пожалуй, не герой Крестовых походов, а Черный рыцарь из романа Вальтера Скотта “Айвенго”.

Кто, как не библиотекарь, может и должен способствовать тому, чтобы выбор юных читателей падал на литературу поучительную – в лучшем смысле этого слова! Конечно, немало упреков можно обратить в адрес современных писателей и издателей – абсолютное большинство современной литературы вряд ли можно считать литературой, воспитывающей культурного человека, обладающего большой терпимостью к окружению. Но мы должны надеяться на лучшее и делать все, что только возможно, опираясь на богатейшие фонды, накопившиеся в юношеских библиотеках за годы их существования.

Hosted by uCoz