Голуб М.З.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНОГО
БИБЛИОТЕКАРЯ С ЧИТАТЕЛЕМ-ШКОЛЬНИКОМ

Общение. Что же это такое? Мы, люди привыкли к этому вроде бы повседневному и обыденному слову. Но на самом деле, человеческое общение - это сложный процесс, который чем-то напоминает пирамиду, состоящую из четырех граней. Каждая из этих граней важна по-своему и в разные моменты общения может вспыхнуть› ярче других, скрывая тем самым остальные. В процессе общения люди могут обмениваться информацией, взаимодействовать с другими людьми, познавать их и испытывать переживания, возникающие в процессе общения.

Общаясь друг с другом, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Можно сказать, что общение в нашей жизни выступает важнейшим фактором психического развития человека. Ведь именно в общении людей зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.

Сегодня, когда в обществе происходят глобальные изменения, как в политической, так и в экономической жизни у людей происходит ломка сознания, привычных для них стереотипов, включая стереотипы, непосредственно затрагивающие область общения, с изменением в их психологии и мышлении. И в библиотеке сложности и противоречия современной жизни привели к пересмотру целей и задач, к изменению содержания библиотечной деятельности, к поиску новых современных форм и методов работы, взаимоотношений с посетителями библиотеки.

Профессиональное общение школьного библиотекаря со своими читателями на сегодняшний день мало изучено. А ведь сотрудничество библиотекаря с читателем в условиях школьной библиотеки и связанные с ним проблемы чрезвычайно актуальны для нашего времени.

Как же происходит общение между библиотекарем школьной библиотеки и её читателем?

Преимущественно оно осуществляется во время обслуживания основной категории читателей – читателей-школьников, которое происходит во время перемен (что составляет довольно мало времени 10–15 минут). Из-за нехватки времени происходит неполноценное› общение читателей в процессе обслуживания (но это не касается обслуживания после уроков). Происходит кратковременный контакт библиотекаря с читателем-школьником, где читатель выступает в роли получателя источника требуемой ему информации, которая в основном касается только школьной программы, библиотекарь же является посредником между читателем и источником интересующей его информации. На этом общение запрос – ответ› между библиотекарем и читателем заканчивается, до тех пор, пока школьник осознанно не придет в школьную библиотеку для того, чтобы взять книгу для души и для самообразования.

Опытный школьный библиотекарь должен знать возрастные и индивидуальные особенности читателя-ребенка, чтобы помочь ему правильно ориентироваться в книжном мире. Научить школьника мыслить, размышлять, развивать логику – все это может дать ребенку школьный библиотекарь, но с этой стороны он уже не просто координатор деятельности›, а педагог. Взрослый, а им является работник библиотеки, должен вовремя заметить неточности в действиях и словах школьника, незаметно для читателя направить его в правильное русло. Библиотекарю постоянно приходиться контролировать себя, чтобы приспосабливаться к индивидуальности каждого читателя. При этом открываются новые личностные качества как библиотекаря, так и читателя, происходит переосмысление их собственного жизненного опыта. Ведь творчески мыслящий читатель вырастает из совместной творческой работы с библиотекарем.

В данный момент школьных библиотекарей беспокоит то, что слишком редко дети школьного возраста стали интересоваться книгой и чтением, личностно осмысливать прочитанное, в отношении с библиотекарем проявлять открытость. А ведь именно в общении растущий человек, каким и является школьник, открывает мир информационной культуры, учится понимать и принимать её духовные ценности. И поэтому работник школьной библиотеки является не просто библиотекарем, но и своего рода психологом и педагогом, а овладев тонкостями этих наук, можно, как утверждают профессиональные психологи и педагоги, в совместной деятельности школьного библиотекаря и читателя-школьника организовать опережающее› обучение ребенка, активизировать его индивидуальные способности, помочь в его саморазвитии. А это немаловажно в нашей современной жизни.

В идеале общение школьного библиотекаря с читателем-школьником должно приобрести характер диалога между равными партнерами, несмотря на возрастные характеристики, которое будет предусматривать сотрудничество и взаимопонимание между людьми.

Совместное уважение и взаимодействие между библиотекарями с читателями может позволить сотрудникам библиотеки перестроить взаимоотношения с посетителями на более высокий уровень.

Hosted by uCoz