Гайнуллина А.В.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА И ЕЕ РОЛЬ В
ИНФОРМАЦИОННО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Школьная библиотека – структурное подразделение школы и развивается как ее органическая часть.

Она выполняет несколько взаимосвязанных функций: образовательно-воспитательную и информационную по отношению к учащимся и информационно-методическую по отношению к учителям. Она комплектует обязательный бесплатный фонд учебников, программную литературу для учителей.

Школьная библиотека не только вспомогательное, но и самостоятельное учреждение, действующее ныне в системе непрерывного образования. Образовательная деятельность библиотеки формируется на базе ее культурной и информационной сущности.

Работа школьных библиотек в трудных социально-экономических условиях переходного времени, времени перемен и реформ требует пристального внимания, содействия и существенных преобразований.

К сожалению, ни один документ, разрабатываемый в недрах Министерства образования и органов образования на местах не предусматривает совершенствования деятельности школьных библиотек, улучшения комплектования их книжных фондов и информационной обеспеченности школьников и учителей, поэтому основная нагрузка по выполнению учебно-образовательных запросов ложится на школьные и детские библиотеки, фонды которых, особенно в последнее время, из-за недостатка финансирования не отвечают современному уровню требований к подготовке школьников. Надо отдать должное многим школьным библиотекам, они стараются сделать все от них зависящее, чтобы ребенок и учитель все-таки имел возможность получить необходимую информацию и документ.

Сегодня каждая третья библиотека нашей республики – школьная. Еще Цицерон говорил, что дом без книг – дом без души. Что же такое душа нашей школы? В последнее время мы часто задаем вопрос: “Ценятся ли в нашем обществе знания, книга, библиотека?” Видим, что сейчас нелегко нашему школьнику внушить, что книга – это сила, что знания играют огромную роль и их нужно приобретать, накапливать, ценить. Учитель и библиотекарь утверждают, что духовность – главная сила общества, однако ученик ежедневно видит, что те, кто приобрел и использует знания, находится в худшем материальном положении, чем те, у кого этих знаний нет. Это грустная реальность наводит на размышления о роли и месте школьных библиотек в системе образования и воспитания. К сожалению, до сих пор школьной библиотеке отводили весьма жалкую роль в воспитании детей. Эта подтверждается множеством фактов, среди которых наиболее убедительным является тот, что библиотеки ни в школьных реформах, ни в новых документах, регламентирующих деятельность школы и в учебных программах, даже не упоминаются. Вместе с тем еще постановление Коллегии Министерства просвещения (см.: “Народное образование, 1988, № 5) отмечает, что деятельность школьных библиотек не отвечает современным требованиям, задачам кардинального улучшения учебно-воспитательного процесса. В условиях резкого снижения интереса молодежи к чтению, к самостоятельной работе с учебной и художественной литературы органы народного образования не принимают мер по преодолению указанных явлений, что отрицательно влияет на качество обучения и воспитания учащихся”.

Между тем полностью с таким утверждениям нельзя согласиться. По ответам, полученным студентами библиотечного факультета КГАКИ в ходе опроса некоторой части школьных библиотекарей республики Татарстан и их читателей; дети, особенно младших классов, любят книгу и читать. Известно также, что ученики первого-третьего классов успевают читать в основном книги по внеклассному чтению, да и то не всегда. И хотя списки, требуемые школой, почти не меняются из года в год, далеко не все в состоянии удовлетворить запросы учебно-воспитательного процесса и программы внеклассного чтения. Об этом говорят две трети опрошенных. На сегодняшний день школьная библиотека не справляется с информационным обеспечением учащихся и преподавателей: почти каждый ее второй читатель (учащийся и учитель) получает отказ в нужной книге, более 50% опрошенных учителей считают, что школьная библиотека не может удовлетворить ни их общие, ни профессиональные потребности.

Наиболее серьезные претензии читатели предъявляют к содержанию и составу фонда: нет справочной литературы – энциклопедий, словарей, справочных пособий, не хватает периодических изданий. Некоторые школьные библиотеки получают в пределах 5–10 периодических изданий (а в странах Восточной Европы – 70–80 изданий). Представляя читателям обширную информацию, отражающую актуальные события, периодические издания вовлекают их в тот круг проблем, которыми живет наше общество, позволяют детям ощутить ритм времени, быть в курсе самых животрепещущих вопросов, воспитывают у подрастающего поколения чувство современности.

Периодические издания как средство оперативного информирования детей позволяют вырабатывать не только личностную точку зрения на злободневные проблемы современности, но и коллективную. В городских и даже сельских школьных библиотеках почти нет газет и журналов на татарском языке и языках других народов. Общеизвестно, что кто не владеет своим родным языком, тот не сведущ и в других языках. Хорошо представленный фонд газет и журналов на татарском языке способствовал бы более всестороннему освоению родного языка, изучению культуры, традиций.

Школьные библиотекари подчеркивают нехватку и важность научно-познавательных книг по краеведению, истории, географии и др. К наиболее спрашиваемым и популярным они относят книги о животных – домашних и диких, привычных и экзотических, книги о явлениях природы, космонавтике, астронавтике, путешествиях. В отчетах о художественной литературе к популярным относятся “фантастика и приключения” (для начальной школы), сказочные повести и хорошие книги современных писателей о современниках.

Судя по полученным ответам, работникам библиотек легче всего удовлетворить спрос на классику, поэзию. Однако это происходит не потому, что фонды разнообразны, а в основном за счет того, что “поэзию спрашивают реже, чем хотелось бы”.

Говоря о трудностях, школьные библиотекари обращают внимание на отсутствие взаимодействия с другими руководителями детского чтения – учителями, родителями. В то же время в ответах библиотекарей просматривается недоверие к родителям, неодобрение их рекомендаций: “родители навязывают детям свой интерес”, создают трудности, вызываемые “вневозрастным чтением”. Не менее критичны и высказывания о роли учителя, существенно затрудняющей работу библиотекарей. По их мнению, от учителей и родителей дети узнают о новинках значительно реже, чем от библиотекарей и ровесников или из средств массовой информации.

Да, действительно, в “оснащении” ума современного ребенка, в формировании его читательских запросов сегодня гораздо большую роль играет то, что он видит по телевизору или в кино, слышит по радио, узнает из разговоров со сверстниками, взрослыми людьми, читает в газете или в журнале. Отсюда, лучшему освоению программного материала способствует применение аудиовизуальных материалов и технических средств, которыми должна быть укомплектована каждая школьная библиотека. Однако анализ работы библиотек с этим фондом показал, что диафильмы по математике, природоведению, физике, истории, часто не отвечают современным требованиям, тематика их устарела, не хватает фильмов по литературе, в помощь внеклассному чтению: о телевизорах, магнитофонах и проигрывателях остается только мечтать. А в зарубежных странах школьная библиотека – это хорошо оснащенный учебный кабинет-лаборатория учащегося. Начиная с первого класса и кончая выпускным в этих лабораториях проводятся занятия по школьной программе. Не случайно, заканчивая школу, молодые люди хорошо ориентируются в потоке печатной продукции, умеют находить необходимую информацию и в традиционном, и в автоматизированном режиме, они приучены к серьезной самостоятельной творческой деятельности. В развитых странах учитывается, что библиотека – единственное учреждение, где человек имеет возможность для непрерывного самообразования. Не следует ли перенять этот опыт и нам?

Практика показывает также, что школьной библиотеке нужен хороший справочный аппарат, включающий каталоги, картотеки, справочно-библиографические пособия. Школьникам, выступающим в роли докладчиков или лекторов, или оформителей, бывает дорога каждая строчка информации. Однако лишь в каждой второй библиотеке имеется алфавитный и в каждой третьей – систематический каталог.

Необходимость коренного улучшения деятельности библиотек школ привели к поиску резервов повышения эффективности их работы еще в 70–80-е гг., к реорганизации сети школьных библиотек на основе внутри-ведомственной централизации. Может быть, имеет смысл, проанализировав опыт экспериментальных объединений, попытаться внедрить их в практику в условиях нашей республики, с учетом местных условий и национальной специфики.

Следует признать парадоксальность сложившейся ситуации: школьная библиотека нуждается в защите и радикальных переменах, однако в современных социально-экономических условиях эта задача не по силам самой школе с ее переполненными классами и жалким материальным оснащением.

В наше неспокойное время, когда родители боятся отпускать детей далеко в другие общественные библиотеки, необходимо поднять престиж школьных библиотек, чтения, воспитания подрастающего поколения.

По мнению детей, в школьной библиотеке должна быть любая книга, которая им необходима для учебы и духовного всестороннего развития.

Постоянной общественной библиотекой, приближенной к дому каждого ребенка должна стать школьная. И только тогда школьной библиотекарь в сотрудничестве с педагогическим коллективом и родителями будет в состоянии полноценно заниматься своей педагогическо-информационной деятельностью, осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку.

Hosted by uCoz