Гармаш Е.Л.

ПРАВА РЕБЕНКА: НУЖНО ЛИ ИХ ЗНАТЬ
РАБОТНИКУ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ?

Детство – самая прекрасная пора жизни человека. Войдя в этот мир, ребенок окружен взрослыми людьми и от них зависит, будет эта пора счастливой или горестной. В мире, наполненном конфликтами, войнами, нищетой, неустроенностью жизни родителей, ребенок может погибнуть не только физически, но и нравственно.

Общественность давно задумалась о судьбе подрастающих поколений, но реальные шаги к счастью и спокойствию всех детей стали предприниматься только в ХХ в. В 1924 г. Лигой Наций была принята Женевская декларация прав ребенка, которая послужила отправной точкой борьбы за детство. После принятия в 1948 г. Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека в 1959 г. была принята Декларация прав ребенка. В Декларации прав ребенка всего десять принципов, в соответствии с которыми родители, мужчины и женщины, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства должны соблюдать права детей путем законодательных и других мер.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребенка. Как юридический документ Конвенция о правах ребенка развивает положения Декларации прав ребенка, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей, предлагает белее прочные юридические гарантии и нормы. Российская Федерация (тогда еще СССР) ратифицировала Конвенцию 13 июня 1990 г. В настоящее время в нашей стране права ребенка регулируются на основе Конституции, федеральных законов и других нормативных актов о гарантиях прав и свобод ребенка. Все они дополняют Конвенцию ООН о правах ребенка, которая является основой для создания законодательств стран, ратифицировавших ее.

В статье 42 Конвенции о правах ребенка записано, что “Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей”. К сожалению, этот принцип нашей страной соблюдается избирательно. О правах ребенка информируются учащиеся старших классов школы, студенты педагогических вузов, социальные работники, юристы. Категории родителей, воспитателей, работники различных учреждений, работающих с детьми, а главное, сами дети, зачастую ничего не знают о своих правах. Детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, совершившим правонарушение трудно найти поддержку у взрослых, которые сами не знают, что может потребовать ребенок у государства.

Детская библиотека является таким формированием, которое вобрало в себя функции хранителя книги и хранителя детства, тем самым, стремясь к соблюдению прав ребенка.

Российский детский фонд, разрабатывая методические рекомендации для работающих с детьми специалистов различных направлений, большое внимание уделил библиотеке. Ведь в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 9 июля 1998 г. детская библиотека по своему статусу должна относиться к учреждениям, которые должны осуществлять социальное развитие детей, “способствовать их интеллектуальному, нравственному и духовному воспитанию, реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры”. Библиотека, по мнению специалистов, может найти дополнительные возможности информирования детей и взрослых о правах ребенка и стать одним из важнейших звеньев между Конвенцией и теми, кому она предназначена.

В статье 17 Конвенции сказано: “Государства-участники … обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники (…) поощряют выпуск и распространение детской литературы; поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию”. Библиотека обеспечивает доступ ребенка к информации, выполняя сложную работу по отбору той литературы и информации, которая направлена на интеллектуальное, эстетическое, творческое развитие юного человека.

Библиотекарь, работающий с детьми, безусловно, должен знать права ребенка и изучать их со студенческой скамьи. Только взрослый, знающий, что именно он может, пропагандируя права ребенка среди самих детей, спасти кого-то из них, предупредить беду, помочь адаптироваться ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию и тем самым сделать еще один шаг к безоблачному детству людей всего мира.

Hosted by uCoz