Ефремова Н.П.

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПЕКТАКЛИ
КАК ПУТЬ К ЧТЕНИЮ

Среди больных вопросов нашего времени оказалось “нечтение” В приоритетах детей и подростков чтение занимает по разным регионам соответственно 4-6 место. Библиотечные специалисты обратили внимание и встревожились тем фактом, что преобладающим стало “деловое” чтение, а досуговое все более становится развлекательным. В республиканской юношеской библиотеке только треть читателей интересуется изданиями “для души”, а в Воронежской областной юношеской библиотеке, например, за книгами для чтения для досуга приходит чуть более 10% молодежи. Такова ситуация, сложившаяся под влиянием нашего прагматичного времени.

Изменить эту ситуацию непросто. Но нельзя оставить ее без изменения, ибо она таит в себе глобальную опасность. Многие специалисты приходят к выводу, что вместе с утратой интереса к художественной литературе исчезает интерес к духовной сфере личности и в итоге это может обернуться остановкой развития цивилизации в целом.

В связи с этим представляется особо актуальной проблема совершенствования и поиска новых методов, способных поддержать интерес к художественной литературе в среде молодых читателей. Представляется, что в этом аспекте надо обратить внимание на организацию литературно-художественных вечеров в библиотеке.

Насколько можно судить по отчетам российских юношеских библиотек, эта тема не стала предметом специального изучения и обсуждения. Не появилось и сколько-нибудь обстоятельных научных работ соответствующего направления. На предыдущей международной научной конференции “Библиотечное дело-2001”, прошедшей во МГУКИ, только Т.Я. Квасова из Белоруссии представила тезисы, посвященные досуговой деятельности публичных библиотек.

Конечно, есть ряд причин, объясняющих такое положение. Можно, например, проанализировать исторические аспекты, отметив периоды расцвета массовых театральных зрелищ в стране и упадка интереса к этим формам, особенно с началом перестройки последнего времени, когда агитационно воздействующие мероприятия перестали быть востребованными. Факт, что и сейчас не везде осознали и изменившуюся миссию театрализованных библиотечных встреч и не используют их для поддержки и развития культуры чтения.

Разумеется, есть примеры иного отношения, однако задача здесь видится не в перечислении таких примеров. Важно отметить, что энтузиасты театрализованных форм нуждаются в научно разработанной методике организации массовых театрализованных представлений А методика эта специфична тем. что сверхзадача библиотечных спектаклей заключается в том, чтобы зрителя побудить стать увлеченным читателем, развить его интерес к чтению художественной литературы. Специалистам культурно-досуговой деятельности, привлекаемым к устройству спектаклей, далеко не всегда удается так построить действие, чтобы оно стимулировало последующее обращение к художественному первоисточнику и к художественной литературе вообще. Одна из причин заключается в том, что в вузах культуры литературу преподают как общегуманитарную дисциплину, но не рассматривают ее возможности как объекта сценической адаптации, тем более не на традиционной сцене, а применительно к библиотечным условиям.

Руководство библиотек зачастую охотно поощряет всевозможные “шоу”, но в стремлении достигнуть наибольшего их разнообразия практики забывают основное и уникальное предназначение библиотеки – раскрывать свою книжную сокровищницу и через массовые художественные мероприятия стимулировать обращение читателей к “досуговой” литературе

Думается, что подчас читательский интерес не развивается, а гасится из-за пристрастия к юбилейным постановкам. Между тем нужны не разовые постановки, а Театр книги со своим репертуарным планом. Важно не только выбрать круг авторов, но и определить, какие актуальные проблемы постановщики смогут “высветить” через сценарий. Например, наряду с воспитанием патриотизма важно сейчас осознать, что средствами искусства необходимо формировать у молодежи толерантность на всех направлениях общественной жизни.

Имея в виду современные технические средства, можно заниматься также анализом специфики постановки в Театре книги видеоспектаклей. Видеотворчество в ряде библиотек прижилось, но оно остается достоянием его создателей и его достижения и просчеты профессионалами не анализируются.

Библиотечные специалисты многое постигают на практике, если им удается накапливать свой сценарный “банк”. В этой работе помогают выпуски сборника издательства “Либерея” – “Читаем, учимся, играем”. Но здесь публикация зависит часто от очередного юбилея и , к сожалению, редакция не предлагает методических советов к публикуемым сценариям.

Чтобы театры книги жили, требуется настоящее подвижничество. Но и подвижникам хорошо бы иметь соответствующая подготовка. На библиотечных факультетах будущих сотрудников отделов массовой работы надо практиковать в написании сценариев, в овладении основами сценического мастерства, режиссуры, прикладного искусства, то есть помочь в предстоящем театральном творчестве.

Благодаря неформальному, нетрадиционному общению с читателями библиотеки передают и утверждают в каждом новом поколении нравственные ориентиры, культивируют Гуманность с большой буквы. Нельзя утратить ауру душевности и высокой духовности, носителями которой всегда стремились быть российские библиотеки.

Hosted by uCoz