Балашова Л.А.
СКАЗОЧНЫЕ ПОВЕСТИ ТУВЕ ЯНССОН В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ
Сказка – традиционно популярный жанр детского чтения. Изучению сказки, ее роли в формировании личности ребенка в настоящее время уделяется большое внимание.
Особый интерес для читателей-детей и исследователей чтения представляет современная скандинавская сказка. Ее феномен глубоко и всесторонне освещен в литературоведческих и литературно-критических работах Л. Брауде, Э. Ивановой, Р. Старикова, К. Мурадяна, А. Исаевой, Е. Суриц, а также в исследовании шведского историка детской литературы, преподавательницы Стокгольмского университета Б. Вестин.
Литературная скандинавская сказка имеет свои особенности и отличия, формировавшиеся в течение длительного времени. Многостороннее влияние на развитие этого жанра оказал датский сказочник Г.Х. Андерсен, заложивший основные традиции и определивший важные направления новаторских поисков писателей-сказочников последующих поколений.
Литературная сказка Дании, Норвегии, Швеции и шведоязычной Финляндии – уникальное явление в истории мировой литературы. Она оказала большое влияние и на сказочные произведения многих писателей за пределами Скандинавии.
Из современных сказочников при всем изобилии авторов и названий наиболее ценны в художественном отношении сказки Туве Янссон.
Актуальной представляется проблема определения роли и места произведений Т. Янссон в круге чтения детей 10–12 лет, а также активизация чтения ее произведений в детской библиотеке различными средствами библиотечной работы.
Нами на базе библиотек Моршанской ЦБС (сельской библиотеки с. Керш-Борки и городской детской библиотеки) совместно с Тамбовской областной детской библиотекой методом опроса (анкетирование, интервьюирование, тестирование) было проведено социологическое исследование, которое ставило своей задачей изучить интерес читателей 10–12 лет к творчеству Т. Янссон, а также выяснить отношение детских библиотекарей к произведениям этой писательницы.
Анкеты и тесты были разработаны и предлагались как читателям 10-12 лет, так и руководителям детского чтения (детским библиотекарям). Анкетирование и тестирование проводилось в 2000 г. среди 75 респондентов, читателей библиотек. Анкеты заполнялись всеми желающими сразу же в библиотеке и предлагались читателям 10–12 лет Опрос проводился также среди библиотекарей Моршанской ЦБС.
Дети опрашивались с целью выяснить, знакомы ли они с творчеством Янссон, какие сказки писательницы они прочитали, какие из них читателям понравились больше, назвать полюбившихся героев ее сказок. Детские библиотекари опрашивались с целью выявить, есть ли спрос на сказки Янссон в библиотеке, какие из ее сказок пользуются большей популярностью, что знают читатели об авторе сказок, как относятся к авторским иллюстрациям, каков уровень восприятия детьми сказок.
Опрос читателей методом тестирования решал следующую задачу: выявить, есть ли у детей элементарные историко-литературные представления о творчестве Янссон и ее личности как писательницы. Часть ответов была обнадеживающей. Возможно, помогали дать правильный ответ сами названия сказок, волшебной страны, имена героев., к которым часто прибавлялось слово “муми”, по этому чисто внешнему признаку дети находили правильный ответ. Так, большинство сельских и городских школьников правильно выбрали придуманного писательницей героя Мумии-Троля, легко отличив его от других широко известных сказочных героев. Чебурашку, Винни-Пуха, Карлсона дети исключили сразу, возможно, помогли мультфильмы с этими героями, а вот андерсеновский Оле-Лукойе вызвал сомнения и ошибочные ответы у 30% от общего числа всех опрошенных. Ответы на предложение выбрать произведения Янссон из списка сказок разных авторов показали, что дети нетвердо знают их названия. Причины могли быть две – или не читали, или не запомнили названия. Вообще тенденция забывать автора прочитанной книги и даже ее название проявляется четко и свидетельствует о низкой культуре чтения. Заметно, что дети не привыкли обращать внимание на жанровую разновидность книги, которую они читают, даже если это сказка, легко отличимая от других жанров. Особенно отличились здесь сельские школьники, посчитав, что Янссон писала романы (30% опрошенных), причем два ученика даже назвали ее произведения стихами, очевидно, что они не читали эти сказки и ничего не знали об авторе.
Отвечая на вопрос, в какое время писательница создавала свои сказки, дети поместили Т. Янссон в то время, куда им вздумалось: и в ХVIII в. (20% опрошенных), и в XIX (35%) и в ХХ в. (45%). Реалии современной жизни дети в ее сказках не соотнесли с личностью писательницы, герои этих сказок, по мнению читателей, могли жить в любые времена. Сложилось впечатление, что, читая сказочную повесть, дети не соотносят ее с реальным временем, а автора сказки помещают в то время, когда, по их разумению, живут и действуют сказочные герои.
В целом тестирование дало материал для размышлений руководителям детского чтения. Можно сделать вывод, что детям нравится читать сказки Янссон, они им интересны. Тестирование руководителей детского чтения показало, что библиотекари знакомы со сказками Янссон, но мало что знают о ней самой. О том, что автор живет в Финляндии и ее произведения относятся к скандинавской литературе, знают большинство опрошенных. Библиотекарям известно, что сказочница – художница, сама иллюстрировала свои сказки, а что она оформляла книги других авторов и писала книги для взрослых, не знал никто. Детям сказки предлагаются, но этих книг в фондах недостаточно. По мнению библиотекарей, из четырех предложенных для выбора авторов популярнее всех А. Линдгрен, ее книги чаще и спрашивают. Мероприятия по творчеству Янссон опрошенные библиотекари не проводили даже в юбилейном 1999 г.
Мы пришли к следующим выводам. Дети ответили на вопросы анкеты, справились и с тестом. 60% опрошенных детей читали сказки Т. Янссон, которые им очень понравились. На первом месте оказалась сказка “Шляпа волшебника” (40%), на втором – “Муми-Троль и комета” (30%), на третьем – “Волшебная зима”. Наименьшее число читателей прочитали сказку “Мемуары папы Муми-троля” (10% опрошенных) и единичные положительные ответы относились к сказке “Папа и море” (2%). Любимой сказкой большинства ответивших была названа сказка “Шляпа волшебника”. Ее назвали 50 человек из 75 опрошенных. Любимым героем был назван Муми-папа.
О самой писательнице детям было известно немногое, и не все правильно называли ее фамилию. Некоторые читатели вообще не привыкли обращать внимание на автора книги. Можно сказать, что культура чтения даже у регулярно посещающих библиотеку детей требует внимания библиотекаря. Таким образом, очевидно, что сказки Янссон включены в круг чтения детей 10-12 лет, но полноценного представления о творчестве писательницы читатели не получают в том случае, если библиотекарь ограничивается только выдачей книги, не используя различные формы и методы библиотечной работы с читателем.
Очевидно, что сказочный жанр будет дольше других литературных жанров находить своего читателя даже без целенаправленного воздействия руководителя чтения, но качество и уровень восприятия, культура чтения от одного лишь ознакомления читателя с сюжетом сказки не смогут достичь высокого уровня. В то время как увлекательная беседа об авторе книги, литературная игра, викторина и т.д. способны помочь воспитанию вдумчивого читателя и сформировать у него устойчивый интерес к лучшим произведениям мировой детской литературы.