Гусева Е.Н.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема информационного обеспечения представителей тех или иных областей научной и практической деятельности всегда занимала ведущее место в деятельности информационно-библиотечных учреждений.

В настоящее время появились и будут появляться такие области деятельности, для которых формы традиционного информационного обеспечения не совсем подходят или допустимы. Одна из таких областей, которая является весьма наукоемкой и информационно-зависимой и совсем недавно появилась на российском рынке продуктов и услуг, является область разработки и внедрения банковского программного обеспечения.

В России первые компании, занимающиеся этим направлением, стали появляться только в конце 80-х – начале 90-х гг. Из названия – банковское программное обеспечение – видно, что эта отрасль находится на стыке экономических наук и областей компьютерных технологий. Это и определяет специфику области: с одной стороны, достаточно консервативная сфера, при этом подверженная жесткому нормативному и юридическому регулированию, с другой, – сфера, на развитии которой держится вся современная наука и техника.

Для обеспечения конкурентоспособности продуктов и услуг данной отрасли специалисту по информационному обеспечению приходится постоянно учитывать три основных момента:

1) отслеживать изменения в теории и практике банковского дела и нормативном регулировании этой области, а также новации в области компьютерной техники и технологии;

2) уделять внимание структуре и развитию профильного потока публикаций, как с точки зрения рассеяния и устаревания информации, так и с точки зрения появления новых форм и технологий донесения этой информации до потребителей;

3)учитывать специфику деятельности специалистов различного ранга, с точки зрения охвата, широты и глубины свертывания предоставляемой им информации.

Без знания основ деятельности банков невозможно создание любого программного продукта в данной сфере. При этом специалисту необходимо иметь представление и об общей структуре и технологии деятельности банков, и об особенностях тех областей банковского дела, на разработке программного обеспечения для которых он специализируется. При этом особого внимания требуют даже не сами новации в этой области, а их законодательное закрепление, нормативное и метрологическое обеспечение. Для специалиста по информационному обеспечению предоставление потребителям информации по общим и специальным вопросам банковского дела в теоретическом аспекте может быть разовой акцией, отслеживание и доведение до потребителей нормативных актов – работа постоянная, являющаяся одним из наиболее важных направлений информационного обслуживания.

Для специалистов различных уровней приоритеты в получении экономической и юридической информации несколько отличаются. Руководители высшего и среднего звена более заинтересованы в получении информации о последних законодательных и нормативных изменениях, чем в знании тонкостей технологии банковского дела. Для специалистов низшего звена – разработчиков и внедренцев важнее иметь представление о структуре и особенностях разрабатываемой области, а информация о законодательных изменениях может доводиться до них в виде прямых управленческих указаний.

В области компьютерной техники и технологии ситуация с информационным обеспечением может складываться следующим образом: поскольку от знания тенденций и направления развития данной области напрямую зависит конкурентоспособность банковского программного продукта, знание, предугадывание новаций – дело очень важное. Отслеживание профильного потока здесь обычно не ограничивается какими-либо рамками: языком, платформой программирования, средствами СУБД и передачи данных и прочим. Специалисту по информационному обеспечению необходимо постоянно прилагать усилия, для того чтобы большинство новых тенденций и решений стали известны потребителям.

В работе с руководителями высшего звена можно ограничиться простым информированием о новинках, а для специалистов среднего и низшего звена важно получение более детальной и подробной информации, так как по опыту известно, что принятие решений о смене или изменении компьютерной составляющей программного продукта очень часто идет именно снизу.

При работе с профильным потоком очень большое внимание приходится уделять его структуре, формам представления информации, а также таким его особенностям, как рассеяние и быстрое устаревание информации. Сам же профильный поток, думается можно разделить на три составляющие: книги, периодические издания, цифровая информация.

Сейчас уже никого не удивляет тот факт, что информация, представленная в цифровом виде, составляет все большую конкуренцию информации на традиционных носителях. Среди плюсов цифровой информации можно отметить ее оперативность, наглядность, связанность с другой однопрофильной информацией. Среди минусов выделяются: недоступность для всех, некоторая хаотичность потока и часто “поверхностность” информации.

Периодические издания на традиционных носителях, а также книги имеют свои особенные черты, среди которых можно отметить: возрастание объема этого потока, снижение качества информационного наполнения; рассеяние информации, быстрое устаревание информации.

Специалисту по информационному обеспечению важно хорошо ориентироваться в профильном потоке, постоянно отслеживать появление новых изданий и уметь выносить по ним заключение о степени их профильности,

и традиционном виде, специфику их восприятия человеком.

Из опыта известно, что цифровые издания дают, как правило более “новостийную” информацию, традиционные периодические издания специализируются на аналитических и обзорных материалах, а в книгах представлена обычно информация “проверенная временем”, либо закрепляющая достижения в какой-либо области Книги же больше всего и подвержены эффекту устаревания.

Последнее утверждение касается охвата, широты и глубины свертывания информации представляемой специалистам различного ранга. Речь идет о том, что специалисты области банковского программного обеспечения физически не могут охватить весь поток интересующей их информации, и поэтому задачей специалиста по информационному обеспечению является не только отследить изменения профильного потока, но и донести информацию до потребителей в той форме, в которой она наиболее адекватна их запросам.

Характерной тенденцией при современном информационном обеспечении является то, что специалистам все чаще бывает необходим некий информационный посредник, который бы по их запросу нашел и представил нужную им информацию. Другой тенденцией является то, что очень часто определенным категориям специалистов бывает достаточно свернутой каким-либо образом информации, либо же ссылки, адреса, где нужная информация находится или может находиться.

Приведенные утверждения и выводы подкрепляются шестилетним опытом деятельности автора в данной области информационного обеспечения. Учет особенностей информационного обеспечения специалистов данной сферы деятельности может представлять интерес для специалистов по современному информационному обеспечению и в других отраслях научной и практической деятельности.

Hosted by uCoz