Головачева О.В.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И
ХАРАКТЕР ЧТЕНИЯ РУССКОГО ЧИТАТЕЛЯ

Проблема взаимосвязи национального менталитета и характера чтения человека является одной из наименее разработанных в настоящее время. Одним из важных факторов, влияющих на психологию чтения, является национальный менталитет, который складывается из характерных для представителей тех или иных народов национальных этнопсихологических черт. Рассмотрим и сравним влияние этнопсихологических черт русского и советского человека на характер его чтения.

Проблема психологии русского народа интересует философов, психологов и ученых в других областях знания еще с конца XIX в., когда философская и общественно-политическая мысль в нашей стране разделилась на два течения: славянофильство и западничество. Это связано с тем, что Россия была на пути к новой исторической эпохе, да и сам рубеж столетий давал почву для размышлений и дискуссий по поводу дальнейшего развития истории русского народа. Славянофилы, представителями которых были Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др., считали, что у России есть свой собственный путь развития, а русский народ является самобытным среди других этносов. Западники утверждали, что историческое развитие России должно идти по западному образцу.

Не оставляют без внимания вопрос о русской психологии и современные ученые. Наиболее интересным в изучении вышеозначенной проблемы является исследование З.В. Сикевич, которая на основании социологических исследований предложила свою классификацию качеств русского характера, и по их результатом составила полный портрет русского человека. В классификацию вошли два основных признака: признак психологической оценки и поведенческий признак. В первый признак классификации входят два блока – “Отношение к себе” и “Отношение к людям”, а во второй – “Общий стиль поведения” и “Общий стиль деятельности”. Кроме того, в классификацию вошли “качества воли”, “эмоциональные качества”, “качества ума”.Интересно отметить, что в классификации фигурируют как положительные, так и отрицательные качества, которые являются полным противоречием друг другу (например, уверенность в себе и закомплексованность, гордость и скромность). Все это еще раз подтверждает противоречивость русского характера.

Основные национальные черты русского человека, которые были выявлены на основе анализа литературы, – религиозность, пассивность, конформизм и национальное самосознание.

Чтение дореволюционного человека (как и вся общественно-политическая и философская мысль, а также литература) носило религиозный характер. 58,8% литературы, хранящейся в домашних библиотеках русских людей относилось к религиозной. В основном это были Жития святых.

Огромный интерес для русского человека представляла историческая литература. Многие исторические события были также описаны в литературе духовного содержания. Из художественной литературы огромным спросом пользовались произведения русских классиков (И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева и др.).

Немного иная ситуация сложилась в советское время. Религиозность, оставшись основной национальной чертой русского характера, отошла на второй план. Ее место заняла коммунистическая идеология. Все произведения печати были направлены на ее пропаганду. Не удивительно, что основной круг чтения советских людей держался в рамках идейного воспитания. Однако реальный круг чтения все же включал в себя произведения, которые запрещены в советский период, но являлись классикой советской литературы (Бродский И., Васильев Б., Платонов А. и др.).

Противоречивым фактом является равнодушие русского человека к различным идеям, его идейная отсталость, инертность мысли. Это объясняется двумя причинами. С одной стороны, религиозным характером русского человека, а с другой, – неграмотностью большинства слоев русского общества конца XIX столетия. Данная национальная черта охарактеризована нами как пассивность. Противоположная ситуация сложилась в советский период. Здесь наблюдается повышение активность чтения. Немалую роль сыграли в этом и библиотеки как идеологические центры. Они проводили различные формы работы с читателями в целях формирования “советского человека”: читательские конференции, бригадный абонемент и др.

Следующей этнопсихологической чертой русского характера является конформизм, который вытекает из предыдущей (пассивности). Яркое проявление этой черты можно видеть в советском читателе. Круг чтения советского человека был строго определен, а психологическое восприятие художественного текста не принималось во внимание.

Несмотря на то, что некоторые социологи считают советское общество качественно новым этническим образованием, можно сделать вывод, что национальные особенности дореволюционных и советских читателей являются одними и теми же и проявлялись в характере чтения в зависимости от социокультурной ситуации двух вышеописанных эпох.

Hosted by uCoz