Вечканова Е.В.

ЧИТАТЕЛЬ-СТУДЕНТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Студенчество как социальная группа выполняет в обществе особую роль, являясь его огромным интеллектуальным потенциалом. Получение новой информации и новых знаний качественно влияет на формирование личностных характеристик и профессиональных знаний, на степень социализации студентов.

Образовательный процесс в вузе состоит из двух компонентов – обучения и воспитания, которые базируются на личностном развитии студента на основе его самопознания и умственной активности. В жизни студенчества книга играла и всегда будет играть особую роль, так как вся их деятельность связана непосредственно с чтением.

Источниками, предоставляющими студенту информацию в области культуры, являются искусство (через реализацию своих основных функций – познавательной, воспитательной, эстетической, гедонистической), в области чтения это, прежде всего, художественная литература, и наука (научная информация).

Чтение, являясь специфической сферой духовной активности личности и важным социальным условием ее формирования, способствует определению социально-психологического портрета данной социальной группы. Культура чтения и начитанность как характеристики чтения студентов влияют на их читательские вкусы, интересы и потребности. Изучением процесса чтения в отдельных его аспектах занимаются различные науки – лингвистика, психология, социология, педагогика, семиотика, герменевтика.

Поощряя воображение читателя, чтение является своего рода искусством. Между тем многочисленные исследования подтверждают недостаток начитанности и эрудиции студентов. Роль книги и чтения в условиях развития новых средств массовой информации и глобальной компьютеризации общества, неуклонно падает. Массовость процессов общественной жизни, возросшее количество информации, увеличение масштабов потребления предметов культуры благодаря современным средствам коммуникации – характерная черта нашего времени. Вместе с тем динамика и масштабы функционирования информационных процессов в обществе привели к негативному явлению – поверхностному знакомству с произведениями культуры. В качестве противовеса гигантской “индустрии сознания”-массовой культуре может выступать только индивидуальный вкус студента как способность к самостоятельному отбору произведений культуры и суждению об их эстетической ценности.

Значительное влияние на характер чтения студентов оказывают происходящие сегодня изменения в сфере образования – социально-экономические, социокультурные, психолого-педагогические и др.

На читателя-студента влияет социокультурная среда как совокупность социальных и природных условий. Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность: социокультурная среда может и формировать, и деформировать человека, обогащать или опустошать, в зависимости от того, что человек отбирает из нее и чему он противостоит. Поскольку студент – это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. В философии социокультурная среда определяется как совокупность трех составляющих:

1) мегасреда – современный социальный мир, окружающий человека и определяющий духовную и социально-психологическую атмосферу эпохи. К факторам, формирующим личность студента, относятся условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем, “распредмечивая” которые человек становится культурным.

2) макросреда – общество, страна, к которым принадлежит индивидуум. Влияние макросреды обеспечивают общественные условия и культура данного общества через такие факторы, как средства массовой информации и социальные институты (вузы, учреждения культуры, в том числе и библиотеки).

3) микросреда – социальное окружение студента в лице трех основных групп: семьи, учебно-трудового коллектива, друзей. Специфику каждой из этих групп определяют возрастные и когортные (культурные, по уровню образования и т.д.) различия.

Кроме этих факторов, можно выделить влияние биологических и психологических особенностей человека, обстоятельств его личной жизни.

Профессорско-преподавательский коллектив активно участвует в подготовительном процессе, авторы приносят монографии, препринты, тезисы докладов, материалы конференций, сборники научных трудов, отсутствующие в фонде библиотеки, изданные как в России, так и за ее пределами. Особенностью выставки является ее размещение на открытых стеллажах в помещении библиотеки. Массив материалов, экспонирующихся на выставке, составляет около 3000 изданий.

Структурно выставка состоит из 3 разделов: издания СПбГУП, публикации почетных докторов СПбГУП и литература о них, научные труды профессорско-преподавательского коллектива. Выставка отражает новые публикации преподавателей за последние 1 – 2 года. На выставке представлены работы как профессоров, так и молодых преподавателей, особое внимание уделяется публикациям преподавателей, недавно пришедшим работать в наш вуз.

Заключительный этап организации выставки трудов преподавателей включает подготовку каталога выставки, пополнение библиографического указателя “Избранные труды ведущих преподавателей СПбГУП”, возврат изданий в фонд библиотеки и личных изданий авторам. Многие преподаватели с благодарностью дарят библиотеке свои труды, которые были представлены на выставке.

Персональные выставки в рамках майских мероприятий готовятся по особому сценарию с широким хронологическим охватом материалов, отражающих научную деятельность авторов. Поиск информации о трудах ведется как по традиционным, так и по электронным каталогам, часть изданий, отсутствующих в фонде библиотеки заказывается по МБА в крупнейших библиотеках Санкт-Петербурга, новые книги авторов приобретаются для библиотеки. На выставке экспонируются как личные публикации автора, так и материалы о его жизни и деятельности.

Посетители выставки в течение всего времени работы выставок имеют возможность высказать свое мнение в устной форме дежурному библиографу и оставить свои отзывы и пожелания в Книге отзывов. Все высказанные пожелания анализируются и используются при подготовке последующих выставок.

В мае 2001 г. в рамках празднования Дня рождения СПбГУП в вузе проходил целый ряд значительных мероприятий: международная научно-практическая конференция “Мир гуманитарной культуры Д. С. Лихачева”, выставка научных трудов академика, фотовыставка “Наш Дмитрий Сергеевич”, выставка научных трудов профессорско-преподавательского коллектива вуза, презентация новых книг, выпущенных издательством СПбГУП. Состоялось вручение мантии и диплома почетного доктора СПбГУП действительному члену РАН, доктору исторических наук, профессору В.Л. Янину. Сотрудники библиотеки принимали активное участие в подготовке мероприятий. Были организованы три выставки: персональные выставки научных трудов академика Д.С. Лихачева и академика В.Л. Янина, выставка научных трудов профессорско-преподавательского коллектива СПбГУП.

Торжественные мероприятия по случаю Дня рождения СПбГУП традиционно проводятся в читальном зале библиотеки. Ректор, преподаватели, студенты, аспиранты и приглашенные гости присутствовали на открытии выставок. В торжественной обстановке проходила презентация новых изданий, выпущенных издательством вуза в учебный 2000-2001 г. Выставки открывали ректор СПбГУП и почетные гости вуза, среди которых были деятели науки и культуры Санкт-Петербурга и Москвы. Все выставки вызвали большой интерес среди гостей, преподавателей и студентов вуза. Мероприятие широко освещалось в региональных средствах массовой информации. Выставки были открыты для читателей в течение недели. Большой интерес у студентов вызывали материалы, посвященные почетным докторам вуза: Ж.И. Алферову, М.К. Аникушину, А.А. Вознесенскому, Д.А. Гранину, Н.М. Дудинской, К.Ю.Лаврову, Д.С. Лихачеву, А.П. Петрову, М.Л. Ростроповичу, Э.А. Рязанову, Г.В. Свиридову, В.Л. Янину. Выставка научных трудов профессорско-преподавательского коллектива предшествовала зачетной неделе, что способствовало активному использованию студентами представленных материалов для подготовки к зачетам и экзаменам.

Выставка научных трудов профессорско-преподавательского коллектива СПбГУП решает свои главные задачи – дает представление о научно-исследовательской деятельности вуза, представляет круг научных интересов преподавателей, популяризует труды преподавателей, помогает студентам приобщиться к научно-исследовательской работе, активизирует научные интересы аспирантов. Персональные выставки помогают раскрыть внутренний мир деятелей науки и культуры, дают представление о научной и творческой деятельности.

Hosted by uCoz