Терешин В.И.

БИБЛИОПЕДАГОГИКА В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНО-
ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современный период библиотечно-информационные системы развиваются в плане всестороннего благотворного влияния на духовное обогащение людей, повышения их культуры и образования. Эти тенденции активно проявляются в формировании теории и практики педагогической деятельности библиотек и информационных служб. Особое место в ней занимает библиопедагогика. Термин Библио (от. греч. biblion – книга) ныне охватывает любой документ, несущий информацию. Библиопедагогика – это педагогика, заложенная в содержание любого документа – информационного источника: печатных, аудиовизуальных, электронных и иных материалов. Эта отрасль информационной науки складывалась издавна: педагогические характеристики различных документов активно разрабатывали и ныне исследуют многие специалисты. Книговеды, литературоведы, научные работники издательских, библиотечно-информационных служб широко отражают их в печати. В этом плане следует особо выделить научные работы Н.А. Рубакина, А.Я. Айзенберга. Т.Д. Полозовой, И.Г. Моргенштерна, С.А. Афанасьевой, Э. Лакнера, Ш. Паскар. Л.П. Михайловой и др. Ценным является учебное пособие для студентов Ю.Н. Столярова “Документные ресурсы” (М.: - Либерея, 2001. - 152 с.).

Отметим, нередко термин “библиопедагогика” рассматривают лишь в плане выделения книг и других документов, посвященных педагогике. Часто библиопедагогику трактуют как педагогику любого учебника, учебного пособия по всем учебным дисциплинам средней или высшей школы, содержащего учебную информацию. На наш взгляд, педагогикой обладает любой документ, несущий информацию.

Естественно, возникает вопрос: какой же педагогикой обладает эта наука? Педагогика документа охватывает по существу все параметры общей педагогики, получающие специфическую характеристику при создании автором документа и использовании его потребителем. Сюда относятся: смысловое содержание информации в документе, выступающее для её потребителя в качестве знания, которое расширяет его информационный потенциал, систему его общего, профессионального образования. “Чтение – вот лучшее учение” (А.С. Пушкин); методика, логическая последовательность изложения информационных данных в документе (от простого к сложному, от известных к новым данным и т.п.), творческое, образное построение текста, изложения информационного материала; система средств (вопросов, тестов, заданий пользователю), рассчитанных не просто на восприятие имеющейся в документе информации, а и на раздумья, самостоятельные решения отдельных проблем; элементы оформления документа, их соответствие содержанию информации в документе, раскрытию её сущности, назначения, благотворного эстетического влияния на пользователя в целях полного и активного ее использования. В этом плане педагогические аспекты реализуются на данных библиономии – науки о формировании книги (документа).

В целом в любом документе формируется особая библиопедагогическая дидактика, позволяющая пользователю полно и успешно осваивать смысловое содержание информации. По существу библипедагогика становится фундаментальной наукой, получает особый статус и самостоятельность.

Отметим, что библиопедагогика активно связана с другими родственными науками. Прежде всего, с биолиопсихологией, основателем которой был Н.А. Рубакин. Её объект – влияние содержания и структуры информации книг, документов на психическое состояние потребителя: итог – особое нравственное восприятие им

знаний для своего духовного развития.

Чётко проявляется взаимодействие библиопедагогики с библиотерапией, которая в настоящее время активно разрабатывается А.Е. Шапошниковым, Ю.Н. Дрешер, Т.И. Ключенко и др. Библиотерапия – система научной документной информации, восприятие которой помогает её потребителю лечить свои болезни или (врачам) лечить болезни других. У потребителей формирует систему медицинских знаний, а распространение знаний – функция библиопедагогики.

Всесторонне проявляется библиопедагогика и в педагогиче ческой библиографии, изучающей описание педагогических произведений печати, их классификацию, методику разыскания и раскрытия их содержания путём аннотирования и моделирования (см.: Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Сост, З.Г. Высоцкая ; отв. ред. В.А. Врубель, А.Б. Маслов, Л.К. Розеншильд. - М.: Изд-во БЕН РАН, 1995. -С. 22). Педагогическая библиография раскрывает перед любым потребителем информации возможности его ориентации в системе документных ресурсов.

Особо о связи библиопедагогики с библиотечной педагогикой: она включается в её структуру и проявляется прежде всего в создании и функционировании документного фонда библиотеки и его справочно-библиографического аппарата. Именно документный фонд и СБА формируют информационный, педагогический потенциал библиотеки и любой информационной службы, определяют всю их педагогическую работу по распространению знаний среди своих абонентов.

Необходимо обратить внимание на существенный вклад в развитие библиопедагигики, который вносят ныне многие библиотечно-библиографические журналы, а также периодически издаваемый сборник “Книга: исследования и материалы”. Особо хотелось бы выделить журнал “Информатика и образование”. Главная мысль, которая активно раскрывается в журнале: документная информация – это знание, развивающее наше общество.

Библиопедагогика начинает в настоящее время активно проявляться в подготовке специалистов в области библиотековедения, библиографоведения, архивоведения, музееведения. Учебные курсы “Книговедение”, “Документоведение”, “Документное фондоведение” и др. раскрывают отдельные основы библиопедагогики. В настоящее время актуальным является создание единого вузовского курса и учебника “Библиопедагогика”, всемерное развитие научных исследований в этом направлении.

Научный учебные совет по библиотечно-информационному образованию при Учебно-методическом объединении РФ по культуре, искусству, информатике (при МГУКИ) в 2001 г. принял решение о введении в нашей стране новой вузовской специальности “Библиопедагогика детского и юношеского чтения”. Такое решение справедливо и перспективно. Оно позволит готовить информационных специалистов по развитию у каждого пользователя информационных служб с детских лет основательных навыков точного и полного восприятия и усвоения нужной им информации из любого документа.

Продажа швейно-вышивальных машин и оверлоков Bernina 430 Bernette 1250MDA
Hosted by uCoz