Стефановская Н.А.

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Социологические исследования в библиотеках России имеют более чем вековую традицию. Интенсивное развитие самостоятельной исследовательской деятельности региональных российских библиотек в последнее десятилетие свидетельствует о том, что библиотекари-практики осознали значимость социологических исследований не только в теоретическом, но и в практическом плане как механизма обратной связи между библиотекой и ее пользователями, библиотекой и внешней средой. Интерес именно к этому аспекту социологических исследований подтверждается тематикой исследовательской деятельности, а также тем, что круг респондентов ограничивается пользователями своей библиотеки, не охватывая регион (город, район, область) в целом.

Эффективность социологических исследований как механизма обратной связи в системе коммуникаций библиотеки обусловлена следующими основными качествами: 1) формализованность, т.е. наличие определенных технологий организации исследований; 2) объективность, достоверность информации, обеспечиваемая репрезентативностью выборки, компенсацией возможных искажений за счет использования взаимодополняющих исследовательских методов; 3) разносторонность информации – получение не только количественной, но и преимущественно многоаспектной качественной информации об отношении к деятельности библиотеки; 4) сопоставимость, сравнимость данных, обеспечиваемая преемственностью методик исследований.

Эти позиции легли в основу концепции развития исследовательской деятельности Тамбовской областной юношеской библиотеки (ОЮБ), реализующейся с 1995 г. К разработке программ и проведению исследований привлекались специалисты Тамбовского государственного университета им.Г.Р. Державина (социологи и библиотековеды). Исследования охватывали последовательно расширяющийся круг значимых для библиотеки объектов внутренней и внешней социальной среды.

В первом исследовании “Тамбовская ОЮБ в региональной структуре методических служб” выявлялось отношение к библиотеке и ее место в региональной библиотечной системе (на уровне региональных библиотечных центров, массовых и учебных библиотек области). Оно показало, что ОЮБ занимает определенную нишу в региональной структуре, не дублируя другие методические центры, и ее деятельность оценивается положительно. Выделение в качестве приоритетного направления методической работы издания пособий совпадает с потребностями библиотек области. При этом предпочтение ими отдается сценариям и полноценным текстовым материалам (100%) и в меньшей степени общим рекомендациям и библиографической информации (33%). Выявились необеспеченные или недостаточно методически обеспеченные темы, проблемы. Для библиотек системы начального и среднего специального образования ОЮБ оказалась единственным центром, оказывающим систематическую методическую помощь.

Второе исследование “ОЮБ глазами читателей” позволило оценить общее отношение пользователей к библиотеке, качеству фондов, доступности, комфортности обслуживания. Среди основных факторов, влияющих на престиж библиотеки, респонденты выделили качество организации библиотечного обслуживания, фонд, психологический микроклимат библиотеки, этические аспекты отношения к пользователям, условия работы в читальном зале. К основным недостаткам отнесены формально-бюрократическое отношение со стороны некоторых библиотекарей, расстановка фонда, недостаток материалов по экономике, праву, психологии, философии, эстетическое оформление библиотеки. Предпочитаемой формой получения информации являются книжные выставки и полки новинок, другими формами интересуется только 18% опрошенных. Разочарованы посещением библиотеки лишь 10% респондентов.

В третьем исследовании конкретизировалась оценка качества группового и фронтального обслуживания, его соответствия потребностям основных групп пользователей. Главную ценность различных мероприятий респонденты видят в расширении общего кругозора (76%), а основное требование к ведущему – умение интересно рассказывать. К предпочитаемым формам молодежь отнесла игры (45%), вечер встречи с интересными людьми (35%), час интересной информации (24%). Литературно-музыкальные гостиные, дискуссионные формы, обзоры интересуют лишь 5-10% опрошенных.

Четвертое – “Библиотека как центр просвещения” дало информацию об отношении к просветительской деятельности библиотеки не только ее пользователей, но и населения города в целом. Идея необходимости просвещения

в современной ситуации получила единодушную поддержку респондентов. Формы библиотечного обслуживания, подразумевающие ценностную ориентацию, позитивно воспринимают около 30%, а информационные – около 25%. В качестве содержательных приоритетов просветительской работы респонденты выделили: 1) выработку самостоятельности мышления, 2) практические, необходимые в повседневной жизни знания, 3) развитие нравственных качеств, духовного мира личности.

Таким образом, данный комплекс социологических исследований создал многоуровневую систему обратной связи, позволившую обоснованно откорректировать стратегию развития ОЮБ, выделить приоритетные направления и формы деятельности в современной социокультурной среде региона.

Hosted by uCoz