Стахевич А.М., Фёдоров И.В.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И КАФЕДРАЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕК ВУЗА (ОПЫТ МАДИ-ГТУ)

По мере движения страны к будущему гражданскому обществу значение образования неуклонно возрастает, а с ним и роль одной из важнейших его составляющих – оптимально организованной информационной среды. Последнее давно является основной целью вузовской библиотеки.

Каждый вуз как минимум имеет одну научную библиотеку. Однако в зависимости от статуса учебного заведения таких библиотек может быть несколько. Например, центральная научная или научно-техническая библиотека, обслуживающая все подразделения вуза; библиотека факультета, обеспечивающая, главным образом, научные и учебные интересы данного факультета; библиотека кафедры, сосредоточенная на удовлетворении информационных потребностей студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, прежде всего, этой структуры вуза. Учитывая известные недостатки бумажных библиотек, такая разветвленная структура в какой-то мере решает проблему несовершенства традиционного библиотечного обслуживания. В то же время при отсутствии четкой координации в комплектовании и обслуживании читателей приведенная выше структура библиотек может оказаться громоздкой и неэффективной для вуза.

В Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) (далее – МАДИ-ГТУ) получили развитие два вида библиотек: научно-техническая (НТБ) и библиотека кафедры (БК). Если НТБ берет своё начало с создания вуза (1930), то БК стали появляться в университете лишь в 90-е гг., когда НТБ по известным причинам перестала удовлетворять возрастающим требованиям учебного и научного процесса. Наиболее “продвинутые” кафедры на свой страх и риск стали создавать свои библиотеки. Среди них есть удачные образцы, например, библиотека кафедры социологии.

В отличие от фонда НТБ, фонд БК социологии, состоит, в основном, из новинок, работ постановочного и фундаментального характера, и благодаря особым правилам работы библиотеки и наличию современных технических средств (ксерокса и ПК) активно задействован в учебном и научном процессе. Тем самым выполняется одно из условий элитарного образования. Именно такое понимание учебного процесса в высшей школе доминирует в деятельности кафедры социологии МАДИ-ГТУ.

Заинтересованное отношение сотрудников кафедры социологии к актуальным проблемам библиотечного дела и желание решать их совместно с НТБ на хоздоговорной основе обусловили осуществление ряда инновационных проектов, таких, например, как: выпуск трехтомного библиографического указателя по общей и прикладной социологии и психологии (Федоров И.В., Смирнов С.А., Стахевич А.М., Шихалеева Н. А. Справочно-библиограф..). В настоящее время является проект “Leia Brasil” (“Читай, Бразилия”), реализованный международной информационной фирмой “Argus”. Спонсирует его фирма “Petrobras” – крупнейшая в Бразилии фирма по добыче и переработке нефти. “Leia Brasil” – это сеть передвижных библиотек, перемещаемых автотранспортом из одного муниципального округа в другой. За каждой из них закреплены определенные округа. В настоящее время сеть насчитывает 13 библиотек и охватывает четыре штата, предусматривается ее дальнейшее развитие. Уже сейчас ее услугами пользуются сотни тысяч читателей, главным образом учащихся и преподавателей общеобразовательных школ.

Для привлечения к чтению молодежи предлагается:

1. Создание публичными библиотеками своих опорных пунктов в местах, где постоянно проводит время большое количество людей: в церквах, спортивных обществах, школах танца, различных центрах и на предприятиях и т.д.; специально обучаемые пропагандисты чтения, могут “вербовать” здесь потенциальных читателей библиотеки.

2. Установление связей и развитие сотрудничества школьных и публичных библиотек с администрацией и работниками предприятий, где имеет место массовое скопление людей: супермаркетов, розничных и мелкооптовых рынков, банков и т.д., чтобы привлекать их к участию в совместных проектах поощрения чтения в семье и среди детей.

3. Воспитание активистов для реализации проектов по совершенствованию навыков чтения у студентов высших и средних специальных учебных заведений из малообеспеченных семей.

4. Использование радио и телевидения для привития молодым людям активного интереса к миру книги.

Система распространения книг, журналов и газет в стране, за исключением школьной литературы, не демократична и не рассчитана на обслуживание бедных слоев населения. Книжные магазины и публичные библиотеки в основном сосредоточены там, где живут представители среднего класса или в центральных районах городов. В бедных городских районах и в сельской местности ни книжных магазинов, ни публичных библиотек почти нет. Лучше обстоит дело с киосками для продажи газет и журналов, в том числе в местах проживания малообеспеченных слоев населения. Покупка через киоски или по подписке – это почти единственная форма приобретения книги, доступная жителям Бразилии с низкими доходами.

Сравнительно благополучным является положение с доступом к информации в цифровой форме, в том числе, имеющейся в Интернет. Его предоставляют даже маленькие публичные и школьные библиотеки, поскольку каждая из них имеет компьютер с теледоступом. Продвижением компьютерной техники в бедные и отдаленные районы страны занимается ряд организаций, в том числе благотворительных.

Министерство культуры как орган государственной политики в области культуры предусматривает обеспечить дальнейшее развитие сети публичных библиотек. В течение последних пяти лет благодаря осуществлению программы “Библиотека – в каждом муниципальном округе” в стране открыто более 700 новых публичных библиотек – беспрецедентный факт для всей истории библиотечного дела в Бразилии. Намечено также: принять меры по оказанию материальной поддержки организациям, способствующим расширению и модернизации библиотек; способствовать повышению роли и статуса школьной библиотеки; осуществлять политику в пользу увеличения количества не учебной литературы в фондах школьных библиотек; увеличить количество компьютеров, предоставляемых в пользование читателям публичных и школьных библиотек, способствовать организации компьютерных клубов для молодежи; облегчить бразильцам покупку книг, сделать цены на книги доступными для народа. Решению этой проблемы могут способствовать: рост количества книжных магазинов, расширение форм книготорговли, увеличение покупки книг библиотеками.

Hosted by uCoz