Решетняк Л.Н.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
В РЕЖИМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одно из приоритетных направлений развития высшей школы – дистанционное образование. Новая форма образования включает в себя много принципов очного и заочного обучения. Главное, она предоставляет возможность получать высшее специальное образование, почти не оставляя места работы и (или) проживания. В условиях современного экономического и политического состояния в стране эти обстоятельства как никогда актуальны. Про дистанционное образование еще не достаточно известно, несмотря на великое множество публикаций. На протяжении последнего десятилетия количество обучающихся по нетрадиционным технологиями росло быстрее, чем число студентов дневных отделений. Это связанно с тем, что мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в увеличении количества вузов, которые проводят подготовку по этим технологиям. Современные технические средства позволяют достаточно быстро обмениваться любыми видами информации, на любом расстоянии и языке. Существенным является то, что у студентов есть возможность в процессе обучения овладевать новейшими информационными технологиями, которые они смогут использовать в своей профессиональной деятельности.

Дистанционное образование – это интегральная, гуманная в своей основе форма обучения, что базируется на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем или учебной компьютерной программой и обучающимся, и вдобавок процесс обучение в общем случае некритичен к их местонахождению в пространстве и во времени, а также к конкретному учебному заведению.

Организация библиотечно-информационного обеспечения дистанционного образования предусматривает: постепенное создание и увеличение информационной базы дистанционного образования – электронных учебников, пособий, методических указаний, электронных каталогов, баз данных, которые содержат справочники, энциклопедии, дополнительную литературу, электронные издания и т.п.; создание и хранение электронных комплектов учебно-методической и справочной информации по изучаемым дисциплинам; обеспечение отдаленного доступа к информационным ресурсам по электронной почте, или в режиме онлайн и пр.

К этим материалам предъявляются жесткие требования. Учебно-методические материалы, которые есть в вузовских библиотеках, в большинстве своем не могут эффективно использоваться при дистанционном образовании. Необходимы новые формы машиночитаемых учебников и учебных пособий, которые должны включать в себя функции как баз данных, так и баз знаний. Они должны позволять проводить обновление и вносить дополнения содержания включенных в них разделов и тем учебных дисциплин. Эффективность дистанционного образования зависит от формы, качественного наполнения, а также возможности доступа к учебным материалам.

Студентов необходимо обеспечить всеми видами учебно-методических материалов: традиционными печатнными, а также специально разработанными с помощью новейших информационных технологий, на весь период обучения в вузе. Эти материалы существенно отличаются от тех, которые используются при традиционных формах обучения. Они должны учитывать то, что студенты в большинстве своем могут быть отдалены не только от преподавателей и товарищей по обучению, но и от больших культурных центров с расположенными там библиотеками. Следовательно, содержание этих материалов должно быть, прежде всего, самодостаточным.

В связи с развитием информационных технологий, распространением компьютеров, необходимостью информационного обеспечения пользователей в системе дистанционного образования вузовская библиотека как активный посредник между пользователями и источниками информации должна постоянно быть готовой к изменениям, предусматривать потребности пользователей, искать любой удобный случай для нововведений, повышать квалификацию сотрудников.

Среди всех сфер чтения наиболее разработана социологическая. Гендерный нейтралитет её состояния, под которым мы понимаем недооценку фактора пола, так и отсутствие методологии его использования, был нарушен в 1992 г. опубликованием работы И.А. Бутенко “Особенности современного женского чтения” (Сов. библиотековедение. - 1992. № 3-4. - С. 30-41). Показательно, что по времени выхода она совпала с всплеском интереса к гендерной проблематике в различных областях звания. Однако у нас в стране институциализировалась только гендерная социология.

Идея гендерной социологии порождена повышением общественного внимания к социологическим аспектам жизнедеятельности разных полов, что в читателеведческой интерпретации облекается в формулу актуализации научно-практического интереса к социологическим аспектам читательской деятельности женщин и мужчин.

Активное исследовательское внимание к гендерным аспектам чтения стимулируется как книгоизданием, ориентирующем значительную часть своей продукция на конкретную аудиторию - мужскую или женскую, так и ситуацией в библиотечном деде, связанной с гуманизацией, индивидуализацией деятельности. Влияние оказывают и зарубежные исследования чтения и читателя, практически все имеющие в своей основе и гендерные подходы.

Тем не менее отечественные собственно гендерные исследования чтения пока единичны, но при этом в качестве направления гендерная перспектива присутствует практически во всех комплексных изучениях читателей разных категорий – возрастных (дети, молодежь, престарелые), социальных (инвалиды), профессиональных (библиотекари, учителя).

Сказанное в равной мере относится как к значительным региональным, так и к локальным исследованиям. Однако даже при выраженном интересе к социологическому аспекту гендерного анализа чтения, не все его направления разработаны равноценно. Как правило, подобные исследования концентрируются вокруг женщин как читательниц, чтение мужчин пока вне должного изучения.

В результате использования гендерного подхода отечественным читателеведением разработан социологический портрет российских женщин как читательниц по таким параметрам как объем чтения в тенденциях развития за последние 10 лет, место чтения в структуре досуга современных женщин, чтение ими художественной литературы (мотивы, предпочитаемые жанры и авторы). Отдельным направлением развивается библиотечный аспект гендерной социологии чтения: некоторое представление сложилось по таким вопросам как женщины в структуре читателей библиотек, особенности читательского опроса и поведения женщин-библиотечных пользователей.

В результате складывается представление о читательской субкультуре женщин, обладающей законами самоформирования, такими, как престижность чтения-формы досуга и духовной жизни в женской среде, прямая зависимость объема и содержания чтения от уровня образования женщин, действенность фактора возраста в количественных и качественных показателях чтения женщины в разные периоды её жизни, производственная занятость женщины как условие её заинтересованности в своем общественном престиже в том числе и посредством начитанности, неоднозначность связи между семейным положением женщины и её статусом как читательницы и др.

Hosted by uCoz